Минтранс готов разрешить регионам регулировать тарифы такси

Против такой инициативы выступает ФАС
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Минтранс считает возможным дать субъектам РФ право устанавливать регулируемые тарифы на поездки в такси, сообщил «Ведомостям» официальный представитель ведомства.

Такую норму комитет Госдумы по транспорту предложил включить в законопроект о такси. Документ был принят Госдумой в первом чтении еще в декабре 2018 г. С тех пор готовится ко второму и претерпел множество изменений. В том числе в нем появилась поправка про регулирование тарифов регионами, следует из текста документа (есть в распоряжении «Ведомостей»).

Право устанавливать тарифы будет закреплено за перевозчиком, говорится в поправках. Но отдельным нормативным актом субъект РФ «сможет установить минимальный уровень тарифа на перевозку легковым такси, случаи и порядок их применения». Сегодня цены на поездки формируют алгоритмы агрегаторов, которые основываются на тарифах подключенных к сервису перевозчиков и дополнительных данных, например на спросе, количестве машин в районе, погодных условиях, дорожной ситуации. Если стоимость поездки в агрегаторе в итоге не соответствует тарифу перевозчика, последний может от нее отказаться.

Как пояснил «Ведомостям» председатель комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев, чей комитет работает над законопроектом, право регулировать тарифы получат только города федерального значения – это Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. «Если, например, в городе остановилось метро, то власти могут принять решение, что поездка на такси будет стоить не 30 руб. за 1 км, а 10 руб. Появление такой нормы не означает, что это право должно быть реализовано регионами автоматически и сразу после принятия закона», – говорит Москвичев. Но в тексте самого законопроекта эти исключительные случаи не определены. Минтранс еще должен будет разработать методику, по которой будет устанавливаться минимальный уровень тарифа, добавляет депутат.

Против регулирования тарифов выступает Федеральная антимонопольная служба. Как считает начальник управления регулирования связи и информационных технологий ведомства Елена Заева, для растущего и находящегося в состоянии конкуренции рынка такси, на котором сейчас много участников, введение госрегулирования тарифов нецелесообразно. Введение ценового регулирования грозит формированием черного рынка и вернет отрасль на 20 лет назад, предупреждает Заева.

Представители «Яндекс.Такси», «Ситимобила», «Везет», «Максима» и Gett сообщили «Ведомостям», что они против регулирования тарифов. Главный аргумент – сфера таксомоторных перевозок является коммерческой, тарифы государством не субсидируются, поэтому не должны и регулироваться. «Введение регулирования станет мощным коррупциогенным фактором, который позволит чиновникам устанавливать преференции для аффилированного бизнеса. Часть легального рынка неминуемо уйдет в тень», – добавляет представитель «Максима». В «Яндексе» прогнозируют, что при введении тарифного регулирования спрос на такси упадет на треть, а доходы таксистов – как минимум на 10%.

Руководитель центра компетенций Международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус считает, что в бюджетах регионов нет средств, чтобы заниматься регулированием такси. «В 24 регионах за такси отвечает по одному человеку в мэрии, а в региональных бюджетах нет средств на регулирование этой отрасли», – говорит эксперт. Глава профильного комитета Московской ТПП Богдан Коношенко полагает, что средняя стоимость поездки в такси сегодня в 2 раза ниже справедливой: такой, чтобы водители могли адекватно зарабатывать, а таксомоторные компании – платить по финансовым обязательствам и вкладываться в развитие парка.