РЖД ужесточает предрейсовый контроль

Закуплена система диагностики, прогнозирующая инфаркты
Мониторинг при помощи АСПО-С позволит выявить проблему заранее и сохранить жизнь не только машинистам, но и множеству людей, пользующихся железнодорожным транспортом /Евгений Разумный / Ведомости

РЖД будет проводить более детализированный предрейсовый осмотр локомотивного состава. Для этого в систему АСПО-С (автоматизированная система предрейсового осмотра с возможностью самотестирования) внедряется два новых индекса: RPI и IPI. Первый позволит с наибольшей точностью выявлять людей из групп риска сердечно-сосудистых событий.​ Второй поможет распознать заболевания респираторно-вирусного спектра до появления явных симптомов. Модернизированная система устанавливается на Московской, Юго-Восточной, Северо-Кавказской, Горьковской и Октябрьской железных дорогах уже в этом году.

Обновленная АСПО-С, закупленная РЖД у компании «Системные технологии» за 420 млн руб., измеряет более 40 параметров состояния здоровья человека: от сердечного ритма и формы пульсовой волны до фокуса внимания. Система ускоряет прохождение осмотра до 90 секунд, относительно ручного метода это в 1,5–2 раза быстрее за счет добавления терминалов самотестирования, которые дают возможность самим машинистам проводить измерения при полноценном контроле процесса со стороны медработника, отмечают создатели системы. Если раньше врач присутствовал на медосмотре, помогая закрепить датчики и снять показания, то сейчас он может контролировать процесс дистанционно.

Устройство, дополненное новыми индексами, – это компактная установка весом около 3 кг и габаритами 30 на 20 см.

Работник приходит на осмотр и идентифицируется в системе. Далее он надевает на себя датчик пульса и манжету. Фельдшер контролирует процесс по видеосвязи – если все прикреплено верно, он запускает осмотр, рассказывает исполнительный директор «Системных технологий» Максим Рюхин. Во время осмотра медработник следит за тем, чтобы использование тонометра, пирометра для измерения температуры и алкометра было корректным. В итоге на мониторе у фельдшера отображаются показатели, на основании которых он принимает решение о допуске или недопуске на рейс работника локомотивной бригады. Если все в пределах нормы, система сигнализирует зеленым цветом. Если какой-то из параметров вне индивидуальной нормы, появляется красный сигнал, дающий основания для более детального тестирования. Основными показателями, которыми руководствуется фельдшер при принятии решения, являются гемодинамика (циркуляция крови) и алкометрия, объясняет Рюхин.

В пресс-службе РЖД информацию о внедрении обновленной системы подтвердили.

Человеческий фактор является причиной более 90% аварий на железных дорогах. Мониторинг при помощи АСПО-С позволит выявить проблему заранее и сохранить жизнь не только машинистам, но и множеству людей, пользующихся железнодорожным транспортом, рассказывает Рюхин. Пандемия коронавируса показала значимость телемедицинских технологий. Их развитие ведет к тому, что в ближайшем будущем медосмотр без контакта с врачом будет проходить с минимумом ущерба результату мониторинга состояния человека, уверен он.

У телемедицины большие перспективы в транспорте и промышленности, считает сооснователь соцсети «Доктор на работе» Илья Куприянов: «Возможность автоматизации и проведение удаленных учетов решает две задачи: экономии на самом процессе, когда контроль обеспечивается меньшим количеством врачебного состава, а также замены существующего сейчас разового контроля на систематический в процессе работы».

Важно, что по всем тем данным, которые будет снимать автоматика, будет ниже риск ошибки как таковой. Техника реже ошибается и с техникой сложнее договориться, заключает Куприянов.

Система регулярных телемедицинских осмотров может быть эффективна как в транспортной системе, так и в промышленности, отмечает Анна Мещерякова, гендиректор компании «Платформа «Третье мнение» (разрабатывает алгоритмы искусственного интеллекта для медицины). Современные технологии, например носимые датчики контроля показателей здоровья, позволяют в режиме онлайн отслеживать информацию о состоянии сотрудника, вовремя увидеть отклонение от нормы и пригласить человека на очный осмотр, рассуждает Мещерякова: «Такая система онлайн-мониторинга водителя общественного транспорта позволит отследить признаки недомогания, снизить риск возникновения критичных для безопасности пассажиров ситуаций».