Структура банка «Россия» победила в аукционе по продаже «Массандры»

Компания «Южный проект» приобретет 100% «Массандры» за 5,3 млрд рублей
Евгений Разумный / Ведомости

Дочерняя структура банка «Россия» (согласно данным отчета за 2019 г., 37,5% банка принадлежит бизнесмену Юрию Ковальчуку, 10,3% — «дочке» «Волга групп» Геннадия Тимченко) — компания «Южный проект» — признана победителем аукциона по продаже 100% одного из крупнейших крымских винодельческих предприятий России «Массандра» за 5,327 млрд руб. Это следует из данных официального портала размещения о проведении торгов. 

Договор купли-продажи должен быть заключен не позднее пяти рабочих дней с момента подведения итогов торгов, указано в протоколе. Продавцом выступит Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.

Заявки на торги подали два участника. Помимо «Южного проекта» это компания «Эстейт Групп». Она была зарегистрирована только в конце октября 2020 г., уставной капитал компании составляет 10 тыс. руб. По данным СПАРК, ее основной вид деятельности — консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления. 

«Массандра» была основана в начале XIX века князем Львом Голицыным. Согласно данным СПАРК, выручка АО «Производственно-аграрное предприятие «Массандра»» в 2019 г. составила 2,7 млрд руб., прибыль — 380 млн руб. 

Если руководствоваться финансовой отчетностью «Массандры», то можно сказать, что «Южному проекту» предприятие досталось за высокую цену, которая соответствует примерно 14 годовых чистых прибылей, говорит партнер Double Magnum Wine Consulting Андрей Григорьев. По его словам, у предприятия около 10 000 га земель, из которых 4000 га заняты виноградниками. Также у него 13 производственных площадок в Крыму, на которых в 2019 г. произведено 20 млн бутылок вина, по данным компании.

Помимо виноградников и предприятий покупатель получил в распоряжение свободные земли, которые можно частично использовать под расширение площадей виноградников, частично – под другие проекты, рассуждает эксперт. Кроме того, «Массандра» — очень известный бренд, который можно оценить по меньшей мере в $10 млн, говорит эксперт. 

Но вместе с тем «Массандре» нужны большие инвестиции: на модернизацию производственных мощностей, замену старых и закладку новых виноградников и т. п. может потребоваться около 10 млрд руб., говорит президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович. С этим согласен и Григорьев: сейчас у предприятия около половины виноградников требуют замены, основные средства (здания, оборудование, техника) изношены и требуют обновления. Представитель «Массандры» подтверждает, что около половины виноградников старше 20 лет. Еще до сделки планировалось перезаложить 2500 га в течение ближайших 10 лет. Основные средства изношены на 60%, но уже началась их модернизация, говорит представитель компании.

Попович указывает, что «Массандра» – это не только производственное предприятие, а также одна из важнейших достопримечательностей Крыма, на базе которого можно развивать туристическое направление. По его мнению, предприятию также придется менять ассортимент. Cейчас основная продукция – крепленые вина, 40 лет назад они были популярны, но сейчас больше востребованы сухие вина, говорит эксперт.

В 2017 г. «Южный проект» купил крымский завод «Новый Свет» за 1,5 млрд руб. В марте 2020 г. источники «Ведомостей» сообщали, что «Новым Светом» управляет компания «Мое вино», которая также управляет винодельней «Усадьба Дивноморское» (принадлежит структуре Тимченко и его партнера Владимира Колбина) в Геленджике, а также еще одним крымским производителем – «Инкерманом», который в 2019 г. купил местный винодел Валерий Захарьин. Впрочем, Захарьин какую-либо связь с владельцами других виноделен отрицал и говорил, что сам владеет «Инкерманом».

Ситуация для инвестиций в виноделие благоприятная: государство поддерживает тех, кто делает вино из российского винограда, говорит Попович. Например, c 2020 г. они могут получить налоговый вычет, снижающий сумму акциза. Кроме того, согласно принятому в 2019 г. закону о виноградарстве и виноделии, вино из отечественного винограда выделяется в рознице как «Вино России», а вина из импортных виноматериалов попадают в категорию «Не является вином». Это должно стимулировать покупать отечественные вина из местного сырья, говорит Попович. Эти изменения уже привели к тому, что производители, использующие импортное сырье, стали менее конкурентоспособны, поэтому многие из них стали сокращать производство, сказал Григорьев.

Ежегодно в России потребляется 110 млн дал винодельческой продукции (вина игристые, тихие, фруктовые, винные напитки и т. д.), говорит Попович. Примерно 30–35% приходится на импорт в бутылках, еще около трети отечественных вин делается из импортных виноматериалов, говорит он. В ближайшие 20 лет на рынке будет потенциал для увеличения отечественного производства, считает Попович. Согласно данным Росалкогольрегулирования, в январе – октябре 2020 г. производство тихих вин осталось практически неизменным год к году – на уровне 26,2 млн дал, производство игристых вин немного выросло – на 5% до 10,1 млн дал.