Ритейлеры не смогли распродать одежду 2020 года

Аналитики прогнозируют в 2021 году очередной спад к 2019 году
Максим Стулов / Ведомости

У одежных ритейлеров накопились значительные остатки коллекций одежды сезонов весна – лето и осень – зима 2020 г. Консалтинговая компания McKinsey оценила текущий мировой объем складских остатков одежды в $168–192 млрд, это более чем вдвое превышает обычный уровень.

Распродажи остатков прошлогодних коллекций, которые обычно помогали ритейлерам подчистить склады, идут вяло. Британский ритейлер Marks & Spencer и немецкий Hugo Boss рассказали Reuters, что уже сократили заказ весенне-летней коллекции 2021 г. Аналогичная судьба может постигнуть и заказ осенне-зимней коллекции. Большинство остатков коллекций 2020 г., скорее всего, будут выброшены. Компании по вторичной переработке одежды работают на пределе: британская Parker Lane Group, например, в январе переработала более 4 млн предметов одежды, тогда как обычно перерабатывает около 1,5 млн.

По информации гонконгской торговой компании Li & Fung, которая выступает посредником между ритейлерами и более чем 10 000 фабрик по производству одежды в 50 странах мира, некоторые крупные ритейлеры уже запрашивают возможность отсрочки платежей.

Сокращение заказов сказалось и на работе самих фабрик. По данным Ассоциации производителей и экспортеров одежды Бангладеш, объем заказов на данный момент сократился в среднем на 30%. «Обычно заказы поступают за три месяца, но сейчас у нас совсем нет заказов на март. Мы работаем на 25% мощности, и я не знаю, удастся ли нам выжить», – сетует владелец одной из фабрик, которая шьет одежду для заказчиков из США и Европы. В Мьянме, где, по информации The Wall Street Journal, сектор производства одежды за последнее десятилетие вырос в 15 раз до $5 млрд, потерять работу из-за сокращения заказов может 700 000 человек, положение которых и так осложнено военным переворотом в стране.

Россия донашивает старое

Консалтинговая компания Fashion Consulting Group (FCG) оценивает падение в 2020 г. рынка одежды, обуви и аксессуаров в России на 20–25%. То есть продажи в прошлом году могли составить 1,7–1,8 трлн руб., подсчитали «Ведомости». В предыдущие пять лет они находились примерно на одном уровне – около 2,3 трлн руб. Такое падение в прошлом году соответствует глобальным трендам, отмечала FCG. 
Крупные офлайн-магазины потеряли в среднем 5–15% выручки, небольшие ритейлеры и рынки недосчитались 30–40% и больше, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Зато пандемия и ограничительные меры обеспечили приток более 15 млн новых покупателей в онлайн-магазины, которые раньше никогда не покупали в интернете. Онлайн-продажи одежды, обуви и аксессуаров за прошлый год увеличились на треть до 445,7 млрд руб. Бурмистров ожидает, что в 2021 г. рынок одежды будет расти. Этому поможет отложенный спрос, а также необходимость обновить гардероб в связи с возвращением в офисы и т. д.

Пандемия повлияла и на ассортимент: наибольший спад показал сегмент офисной одежды, а сегмент домашней, наоборот, вырос. Лидером роста продаж стала пижама: ритейлеры в США и Великобритании говорят о росте на 5–40%. Значительный рост продаж в этом сегменте отметили представители как Marks & Spencer, так и Hugo Boss. По данным Alliedmarketresearch, сегмент одежды для сна в 2019 г. оценивался в $10,5 млрд, в 2020 г., по данным исследовательской фирмы Technavio, вырос на 7,6%, а к 2024 г. увеличится на $19,5 млрд. Но владельцев фабрик это не успокаивает. Далеко не все фабрики могут шить пижамы.

В целом надежды производителей одежды на восстановление сектора после серьезного спада из-за пандемии в 2020 г. разбились о продолжающиеся локдауны и медленную вакцинацию населения из-за задержек с одобрением и производством вакцин. По оценке McKinsey, в 2020 г. совокупная прибыль компаний мирового сектора одежды упала на 93% по сравнению с 2019 г. А сервис Statista приводит показатель совокупной выручки компаний сектора в 2020 г. в $1,5 трлн. По данным исследовательской фирмы Euromonitor, продажи в секторе сократились в указанный период на 17%.

В 2021 г. на крупных рынках рост по отношению к тому же 2019 году прогнозируется только в Китае, на 5-10%. В Европе продажи упадут на 2–7%, в США – на 7–12%. Восстановление рынка возможно не ранее III квартала 2022 г. в Европе и I квартала 2023 г. в США. Общемировой прогноз объема продаж одежды в 2021 г. от McKinsey крайне пессимистичен: компания ждет падения на 15%.