Государство поддержит производство дешевого подсолнечного масла

Переработчики обещают сдерживать цены до конца августа
Цель новых мер – стимулировать переработчиков выпускать бутилированное масло /Максим Стулов / Ведомости

Минсельхоз уведомил руководителей региональных аграрных ведомств, что средства бюджета федерального проекта «Экспорт продукции АПК» для поддержки увеличения производства семян подсолнечника необходимо перераспределить для стимулирования роста производства бутилированного подсолнечного масла. «Ведомости» ознакомились с копией письма, его содержание подтвердили два федеральных чиновника.

Ведомство предлагает временный механизм поддержки перерабатывающих предприятий: им возместят затраты на производство и реализацию бутилированного масла, объясняет представитель Минсельхоза. Эта мера, по его словам, будет действовать с 1 апреля по 1 октября 2021 г., т. е. до начала основной уборки масличных культур, она направлена на «сохранение финансовой устойчивости переработчиков и сохранение стабильного уровня цен на готовую продукцию для населения». По оценке министерства, на реализацию этого предложения потребуется около 8 млрд руб. бюджетных средств.

Подсолнечное масло – один из тех продуктов, на рост цены которого в конце декабря 2020 г. обратил внимание президент России Владимир Путин. В итоге производители, сети, Минсельхоз и Минпромторг заключили соглашения об их фиксации: до конца марта стоимость отгрузки в торговые сети должна составлять не больше 95 руб./л, а розничная цена – 110 руб./л.

После этой даты и до конца сезона (т. е. по август включительно) производители масла также договорились не повышать цены, говорит исполнительный директор Масложирового союза России (МЖСР; в него входят крупнейшие производители масел «Эфко», «Русагро», «Юг Руси», «Астон» и т. д.) Михаил Мальцев. По его словам, с началом сезона подсолнечник подешевеет и необходимости в искусственном поддержании низкой стоимости масла уже не будет. Идею дополнительной поддержки производства бутилированного масла он одобряет: это позволит улучшить доходность бизнеса и обеспечить достаточный объем поставок.

В прошлом сезоне российские заводы произвели около 5,8 млн т масла, а на экспорт было направлено примерно 3,8 млн т (в основном оно сырое и нефасованное. – «Ведомости»), говорит гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. В текущем сезоне цены на масло взлетели и на мировом рынке, и на внутреннем. По данным на 10 марта, мировая стоимость достигла около $1650 за 1 т (с учетом поставки на борт судна), что примерно вдвое больше, чем год назад, говорит он. Средние розничные цены за последний год тоже выросли: литр масла в феврале стоил 125 руб., что на 26% выше, чем в феврале 2020 г., согласно Росстату.

Пошлины и масло

МЖСР долгие годы добивался увеличения пошлины на экспорт подсолнечника, который, по мнению союза, активно вывозился за рубеж и в итоге сырья для загрузки российских заводов не хватало. В декабре премьер Михаил Мишустин подписал постановление о повышении ставки вывозной пошлины с 6,5 до 30%, но не менее 165 евро за тонну на период с 9 января по 30 июня 2021 г. Теперь обсуждаются и механизмы ограничений на экспорт масла: Минэк по поручению правительства прорабатывает идею демпфера по аналогии с механизмом, утвержденным для рынка зерна, сообщил 10 марта министр экономического развития Максим Решетников.

Цель новых мер – стимулировать переработчиков выпускать бутилированное масло, которое из-за фиксации цен стало выпускать невыгодно и есть риск сокращения производства и дефицита, говорит «Ведомостям» сотрудник одной из компаний-переработчиков. Представитель «Эфко» (выпускает масло «Слобода», Altero) и гендиректор «Русагро» («Россиянка», «Мечта хозяйки») Максим Басов называют эту меру логичной в условиях фиксированных цен. Она поможет сделать масло дешевле, считает Басов. Сейчас, по его словам, выпускать его приходится в убыток. Впрочем, пока ни «Эфко», ни «Русагро» его производство не сокращали, говорят собеседники «Ведомостей». В торговых сетях нет перебоев с поставками, заверил представитель Ассоциации компаний розничной торговли.

Как следует из ответа представителя Минсельхоза, средства на поддержку производителей бутилированного масла будут перераспределены из бюджета, выделенного на стимулирование производства масличных.

Государство прежде не субсидировало производство семечки, впервые такая поддержка была предусмотрена как раз в 2021 г. для решения проблемы нехватки сырья для переработки, говорит руководитель крупного агрохолдинга. У производителей подсолнечника и так сверхприбыли, указывает представитель «Эфко». Текущий сезон для масличных действительно удачный – цена за тонну подсолнечника на внутреннем рынке составляет рекордные 45 000–46 000 руб., говорит президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. Но с перераспределением господдержки он не согласен: «Не понятно, почему средства из карманов крестьян отдают переработчикам».

Необходимость дополнительных инструментов поддержки стала следствием попыток зафиксировать цены на продукты вопреки законам рынка, говорит директор «Совэкона» Андрей Сизов. По его словам, если в короткой перспективе это сработало, то долго жить в нерыночных условиях невозможно. В итоге эти продукты или исчезнут с полок магазинов, или же цена на них вырастет, считает Сизов. По его мнению, вместо того чтобы устанавливать пошлины на экспорт масличных и масла, вводить регулирование стоимости и потом пытаться стимулировать производителей выпускать продукты по этим ценам, лучше было бы поддержать деньгами малоимущих граждан.