Норвегия не дала ТМХ купить завод двигателей
Власти объясняют это соображениями безопасностиВ начале февраля было объявлено, что международное подразделение «Трансмашхолдинга» (ТМХ), компания TMH International, купит Bergen Engines. Как сообщал нынешний владелец завода, британская Rolls-Royce Holdings, сделка оценивалась в 150 млн евро, а в ее периметр вошли бы «расположенные в Норвегии металлообрабатывающие и сборочные производственные мощности, цех высокоточного литья, ремонтная мастерская и конструкторское бюро, а также сеть сервисных центров в семи странах мира».
По официальным заявлениям представителей TMH International, компания собиралась поставлять норвежские двигатели «для использования в автономных энергетических системах, обеспечивающих энергоснабжение небольших населенных пунктов или крупных предприятий».
«Теперь у нас есть достаточно информации, чтобы сделать вывод о том, что необходимо предотвратить продажу компании [Bergen Engines] стране, с которой у нас нет сотрудничества в сфере безопасности», – заявила на парламентских слушаниях 23 марта министр юстиции Норвегии Моника Мэллан (цитата по Reuters). В Норвегии считают, что технологии Bergen представляли бы военно-стратегический интерес для России и повысили бы военный потенциал страны, цитирует агентство правительство страны. Вдобавок глава минюста упомянула стратегическое расположение Bergen Engines. При покупке завода ТМХ Россия получила бы выход к г. Бергену и оборонным сооружениям, имеющим важное значение для безопасности Норвегии и ее союзников. Берген – крупный порт и центр нефтяной промышленности страны, неподалеку от него находится военно-морская база ВМФ Норвегии.
К 26 марта Норвегия примет резолюцию об остановке продажи на основании национального Закона о безопасности (параграфы 2–5), который дает возможность заблокировать передачу некоторых классов технологий зарубежным компаниям.
Представитель ТМХ сообщил «Ведомостям», что компания претендовала на завод наряду с другими мировыми игроками, но Rolls-Royce признала предложение россиян предпочтительным «как с точки зрения выгоды для продающей стороны, так и с точки зрения социальной ответственности и будущего развития завода».
«Трансмашхолдинг»
Крупнейшая российская частная группа компаний, которая занимается выпуском электровозов, тепловозов, грузовых и пассажирских вагонов, вагонов электропоездов и метро.
Выручка группы в 2020 г. составила 305,4 млрд руб., увеличившись на 7% в годовом выражении.
Чистая прибыль – 23,2 млрд руб. 20% ТМХ принадлежит французской Alstom, 80% – у структур бизнесменов Искандара Махмудова, Андрея Бокарева, а также главы совета директоров группы Дмитрия Комиссарова и генерального директора компании Кирилла Липы. Махмудов – основатель и совладелец Уральской горно-металлургической компании (УГМК), Бокарев также является совладельцем УГМК.
«ТМХ разочарован решением норвежских властей о применении положений Закона о безопасности в отношении приобретения Bergen Engines. В течение всего процесса ведения сделки ТМХ оставался максимально прозрачным в отношении структуры собственности и планов по развитию компании. В ходе подготовки сделки ТМХ не было обнаружено ничего, что могло бы свидетельствовать о применимости к сделке Закона о безопасности Норвегии. Теперь нам предстоит оценить все коммерческие, финансовые и юридические последствия решения норвежских властей», – сообщил представитель ТМХ.
Согласно данным сайта, Bergen Engines производит газопоршневые и дизельные двигатели мощностью 1,4–11,8 МВт, разрабатывает решения и проектирует электростанции на основе модульных систем, производит двигатели для гражданских судов. Выручка Bergen Engines в 2019 г. составила $331 млн. Reuters утверждает, что двигатели поставляются и для норвежского военного флота. По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Михаила Барабанова, двигатели Bergen Engines стоят на кораблях береговой охраны ВМС Норвегии и на разведывательном корабле Marjata. Как считает Барабанов, опасения норвежцев могли быть связаны с тем, что завод перестанет обслуживать двигатели на этих судах после сделки с ТМХ. Но организация помех в обслуживании явно не входила в планы ТМХ и это было бы легко предотвратить юридически, говорит эксперт.
Хотя ТМХ не анонсировал использование норвежских судовых двигателей, все эксперты связывают отказ в заключении сделки именно с этим направлением деятельности обеих компаний. ТМХ сам производит двигатели мощностью 800–7350 кВт для магистральных и маневровых локомотивов, речных и морских судов, предприятий атомной и малой энергетики.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров соглашается, что опасения норвежских властей необоснованны. ТМХ давно работает с международными партнерами – имеет представительства в других странах мира, активы за рубежом, да и один из акционеров группы – это французский концерн. «Кроме того, дистрибуцией и обслуживанием именно судовых двигателей Bergen Engines, которые устанавливаются на суда ВМС Норвегии, занимается внешняя компания Kongsberg Maritime, которая не входила в периметр сделки. То есть опасения, что компания не сможет обслуживать эти двигатели в дальнейшем, также необоснованны, – говорит Бурмистров. – С другой стороны, с ТМХ собиралась сотрудничать по программам импортозамещения российская Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), а ОСК с 2014 г. находится под санкциями США. Это могло послужить основанием для принятия отрицательного решения по сделке с норвежскими двигателями».
ТМХ и не планировал поставлять норвежские двигатели на военные корабли РФ, и, соответственно, о наращивании военного потенциала РФ речи нет: импорт двигателей для военных заказчиков все равно невозможен из-за санкций. А трансферт технологии был бы неэффективен с коммерческой точки зрения из-за того, что продукция ВПК – это всегда мелкая серия, рассуждает Барабанов. Несостоявшаяся сделка была исключительно коммерческой затеей ТМХ, заключает эксперт.
После объявления о блокировке сделки Rolls-Royce сообщила, что намерена найти нового покупателя на актив, ведь компания нуждается в привлечении ликвидности и компенсации пандемийных убытков.