Строящуюся скоростную автотрассу М12 (Москва – Казань) продлят до Екатеринбурга

Об этом заявил президент Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию 21 апреля
Ввод в строй всей магистрали от Москвы до Екатеринбурга сократит общее время в пути в два раза
Ввод в строй всей магистрали от Москвы до Екатеринбурга сократит общее время в пути в два раза / Vladimir Zhabrikov / URA.RU / TASS

Строящаяся новая скоростная автотрасса М12 (Москва – Казань) будет продлена до Екатеринбурга. Об этом заявил президент Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию 21 апреля.

«Нужно форсировать уже идущее строительство автомагистрали Москва – Казань и более того – продлить ее до Екатеринбурга. Завершить этот проект за три года. Таким образом, в 2024 г. с учетом действующей трассы Москва – Санкт-Петербург (М11) и Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) будет обеспечено безопасное скоростное движение автотранспорта через всю европейскую часть [России] – от Балтики до Урала», – сказал президент.

Планы по строительству М12 до Казани со стороны правительства были озвучены в ноябре 2019 г., весной 2020 г. новый куратор автодорожного строительства вице-премьер Марат Хуснуллин заявил о планах завершить стройку в 2024 г. По замыслу властей дорога протяженностью 794 км должна стать частью международного транспортного коридора Европа – Западный Китай (ЕЗК), куда на данный момент входят трасса М11 Москва – Петербург и ЦКАД вокруг Москвы.

На данный момент уже заключены контракты на 530 млрд руб. на проектирование и строительство восьми этапов М12. Конкурс еще на один этап (586–663-й км, проходит по Чувашии и Татарстану) начальной ценой 42,7 млрд руб. госкомпания «Автодор» (в ее ведении платные дороги России) отменила, решив строить его собственными силами с привлечением субподрядчиков. На данный момент на М12 идет подготовка территории под строительство почти на всем протяжении трассы, параллельно ведутся проектные работы.

Участок от М12 до уральской столицы не войдет в коридор ЕЗК, но идея его строительства не нова – в 2020 г. премьер Михаил Мишустин ставил Минтрансу задачу продумать ответвление этой магистрали до Екатеринбурга к 2030 г. Вице-премьер Марат Хуснуллин, курирующий в том числе дорожное строительство, в беседе с журналистами 21 апреля счел логичным продление трассы М12 до Екатеринбурга, поскольку и Екатеринбург, и Урал в целом – «мощнейший промышленный кластер, мощнейшая точка развития» и очень важно иметь хорошую автомагистраль и для страны, и для всех регионов, которые находятся в европейской части страны. По оценке «Автодора», сейчас поездка от Москвы до Казани на автомобиле занимает около 12 часов, а от Казани до Екатеринбурга – еще 14 часов. Ввод в строй всей магистрали от Москвы до Екатеринбурга сократит общее время в пути в два раза. «Мы планируем до 2023 г. закончить участок Москва – Казань и в 2024 г., если немедленно приступим, я считаю, то вполне можем закончить эту дорогу (до Екатеринбурга. – «Ведомости»), и это будет беспрецедентный пример, когда мы от идеи до сдачи объекта чуть больше трех лет строим. В предыдущие годы у нас такие проекты строились в лучшем случае 6–8 лет», – оценил Хуснуллин.

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин напоминает, что Хуснуллин был одним из тех, кто предлагал еще в 2020 г., став вице-премьером, строить дорогу сразу до Екатеринбурга. По словам Блинкина, идея продлить М12 до Екатеринбурга в последнее время активно обсуждалась на правительственном уровне, а в послании президента Федеральному собранию это прозвучало просто как политическая поддержка того, что было до этого тщательно проработано – как в правительстве, так и экспертами. В рамках продления дороги до Екатеринбурга планируется как задействовать участки существующей дорожной сети, так и обеспечить строительство новых участков, передал через пресс-службу глава Минтранса РФ Виталий Савельев. Новое строительство на участке от Казани до Екатеринбурга составит около 400 км, остальные (около 390) пройдут по существующей сети, говорит Блинкин, поясняя, что километр новой дороги обойдется в 600–900 млн руб. Таким образом, продление трассы Москва – Казань до Екатеринбурга может обойтись в 240–360 млрд руб.

Это достаточно амбициозный план, считает источник «Ведомостей» на рынке инфраструктурного финансирования. «Проекта как такового еще нет, плюс около трех лет займет строительство. Идея продления трассы до Екатеринбурга действительно обсуждалась, мы его готовили. Решение о форме реализации пока не принято, но инфраструктурный рынок ждет этот проект в форме концессии», – говорит собеседник газеты.

Представитель «Стройтрансгаза» считает, что построить продление трассы до Екатеринбурга в отведенные сроки реально, а конечная стоимость будет зависеть от геологии участка и выбранных технических решений. Компания выиграла конкурс на строительство одного из участков трассы М12 протяженностью 80 км за 53 млрд руб. В «Трансстроймеханизации», которая строит два крупных участка новой трассы в Московской области и Татарстане, не смогли оперативно предоставить комментарии.