«Утконос» начал торговать бытовой техникой и электроникой

Это позволит компании перестать терять долю рынка, считают эксперты
Клиенты хотят получать с быстрой доставкой более широкий ассортимент, чем предлагают традиционные сервисы доставки продуктов/ Максим Стулов / Ведомости

«Утконос» включил в ассортимент новую для себя категорию товаров – бытовую технику и электронику, сообщил представитель компании. Пока там представлено 400 наименований товара, к концу года их число увеличится до 4300. По данным компании, на эти товары придется 7% (в количестве наименований) от всего непродовольственного ассортимента «Утконоса». Сейчас в ассортименте там представлены электрочайники, кофемашины, кухонные весы, мясорубки, соковыжималки и проч. К концу года «Утконос» также начнет возить технику для дома (пылесосы, утюги) и др.

«Утконос» принадлежит компании «Новый импульс – 50», которой владеет «Севергрупп» Алексея Мордашова. По данным Data Insight за 2020 г., «Утконос» занимает 8-е место среди онлайн-магазинов с долей рынка в 5,8%. Продажи компании по итогам прошлого года составили 16,4 млрд руб., что на 66% больше, чем в 2019 г. При этом чистый убыток за этот период вырос на 34,3% до 3,9 млрд руб.

У новой категории есть потенциал, считает коммерческий директор «Утконоса» Михаил Толоконников. По итогам продаж в мае новой категории товаров средний чек, в который попала электроника, был на 72% выше обычного, добавил он.

Автомат «Утконос»

«Утконос» вскоре начнет продавать готовые блюда через микромаркеты (разновидность вендинговых аппаратов), рассказывал в мае «Ведомостям» его директор по развитию Михаил Часовников. На первом этапе компания установит восемь таких автоматов в бизнес-центрах и на территории жилых комплексов Москвы. Если эксперимент окажется успешным, «Утконос» готов увеличить сеть до 100 точек и более, рассказывал он.

Продажи бытовой техники пока развивают в основном маркетплейсы, такие как Wildberries и Ozon. Продажи бытовой техники на Wildberries активно растут: с января по май 2021 г. продажи в штуках выросли на 137% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорит представитель компании. Наиболее высоким спросом пользуются роботы-пылесосы и обычные бытовые пылесосы, фены, утюги, электрические зубные щетки и триммеры, добавляет он. Бытовая техника в ассортименте сервиса быстрой доставки Ozon Express появилась осенью 2020 г. Сейчас на Ozon Express представлено порядка 500 наименований бытовой техники. В декабре 2020 г. 42% от общего оборота продаж в Ozon Express (сервис экспресс-доставки) пришлось на электронику, смартфоны и планшеты, по данным компании.

«Опыт Ozon Express показывает, что клиенты хотят получать с быстрой доставкой более широкий ассортимент, чем предлагают традиционные сервисы доставки продуктов, – комментирует представитель компании. – Мы доставляем бытовую технику в течение часа или в удобные пользователю часовые слоты. Спрос на технику растет – в I квартале 2021 г. продажи в штуках выросли почти в 5 раз по сравнению с IV кварталом 2020 г., когда категория только появилась на Ozon Express. Наибольшей популярностью у клиентов Ozon Express пользуются умные весы, электрические зубные щетки и роботы-пылесосы».

Решение включить бытовую технику и электронику в ассортимент выглядит логично для «Утконоса», особенно с учетом успешного кейса Ozon Express, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «Утконос» ведет планомерную работу по расширению ассортимента, чтобы увеличить средний чек и замедлить сокращение доли на рынке, считает он. Если, например, в 2019 г. компания занимала 19,5% рынка, то в 2020 г., по оценке Бурмистрова, уже 9%, а по итогам I квартала 2021 г. – 5,7%. «Утконос» еще недавно был безоговорочным лидером на рынке онлайн-продаж продовольственных товаров, а по итогам I квартала переместился уже на 8-е место, говорит он. Компания развивается медленнее рынка, и все ключевые конкуренты уже опередили ее по продажам. На 1-м месте на рынке онлайн-продаж продовольственных товаров X5 Group с долей 15%, на втором – «Вкусвилл» (13,8%), на третьем – служба доставки «Сбермаркет» (11,9%), а на четвертом – «Яндекс» (10,4%). Если «Утконос» включит бытовую технику и электронику в ассортимент и даст возможность клиентам заказать ее в рамках проекта «Утконос мини» с доставкой в день заказа (от 2 часов), то это позволит получить конкурентные преимущества по сравнению с сервисами экспресс-доставки, у которых таких товаров в ассортименте пока нет.