Туроператоры просят правительство устранить монополию на рейсах в Египет

Пока разрешение на рейсы в Хургаду и Шарм-эль-Шейх получила только авиакомпания «Россия»
Допуск к полетам на курорты Египта из 39 городов России, в том числе из Москвы, Екатеринбурга и Казани, уже запросили и другие авиакомпании / Tanya Dedyukhina / Wikimedia

В четверг авиакомпания «Россия» (входит в группу «Аэрофлот») сообщила, что получила разрешение от Росавиации на выполнение рейсов на курорты в Египет, став единственным перевозчиком на этом популярном направлении. Полеты запланированы с 9 августа. Рейсы будут выполняться в партнерстве с туроператором «Библио-глобус», уточнили в компании.

Туроператоры уже возмутились выдачей разрешения на полеты на курорты в Египет только «России». Российский союз туриндустрии (РСТ) пожаловался премьер-министру России Михаилу Мишустину на монопольное положение этой авиакомпании. «Ведомости» ознакомились с письмом от 29 июля.

«Туроператоры, работающие по данному направлению (продающие туры в Египет. – «Ведомости»), обеспокоены тем, что все заявленные 10 рейсов в неделю из Москвы на курорты Египта, в Хургаду и Шарм-эль-Шейх, будут выполняться из московского аэропорта «Шереметьево» и будут отданы одной авиакомпании «Россия», – говорится в письме РСТ.

Допуск к полетам на курорты Египта из 39 городов России, в том числе из Москвы, Екатеринбурга и Казани, уже запросили и другие авиакомпании: «Аэрофлот», «Победа», S7, Smartavia, Azur Air, «Уральские авиалинии», «Северный ветер», Royal Flight. Некоторые из этих перевозчиков активно работают с туроператорами, говорится в письме.

Почему полеты в Египет были приостановлены

В октябре 2015 г. в небе над Синайским полуостровом взорвался российский самолет А321 авиакомпании «Когалымавиа». Самолет следовал из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. В катастрофе погибло 224 человека. Комиссия по расследованию выяснила, что в хвосте самолета было заложено самодельное взрывное устройство.
В январе 2018 г. были возобновлены рейсы в Каир, и только в апреле этого года президенты России и Египта Владимир Путин и Абдель Фаттах ас-Сиси договорились о полном возобновлении авиасообщения.

При этом в РСТ предостерегли, что выдача разрешения единственному перевозчику создает монополию на египетском направлении, что «негативно скажется на стоимости туров, ущемляя интересы потребителей». Там также подчеркивают, что туроператоры (кроме «Библио-глобуса»), работающие с другими авиакомпаниями, таким образом будут лишены возможности использовать данное направление для замены не состоявшихся из-за пандемии туров в другие страны.

В Росавиации «Ведомостям» подтвердили информацию, что «Россия» – единственный авиаперевозчик, получивший разрешение на полеты в Египет.

Источник «Ведомостей», близкий к Минтрансу, поясняет, что для выполнения регулярных рейсов (в отличие от чартеров) необходимо «специальное назначение» – в соответствии с межправительственным соглашением между Россией и Египтом. И у авиакомпании «Россия» такое назначение есть. «Кроме «России» его получала авиакомпания «Ямал», но сегодня его действие истекло», – поясняет собеседник. Он добавил, что решение о назначении такого перевозчика принимает Минтранс. В ведомстве на запрос «Ведомостей» не ответили.

Для выполнения чартерных рейсов «специальное назначение» не обязательно, говорят в Росавиации. Но оперштаб по предотвращению распространения коронавируса под председательством вице-премьера Татьяны Голиковой пока разрешил лишь выполнение регулярных рейсов в Египет. В оперштабе сказали, что чартерное авиасообщение не откроют, пока направленная в Египет российская делегация не подтвердит безопасность эпидемиологической обстановки (когда это может произойти, не уточнили).

Международные рейсы выполняются на паритетной основе, т. е. каждая страна назначает равное количество перевозчиков. Сегодня в РФ разрешено летать двум египетским авиакомпаниям – Egyptair и FlyEgypt. Поэтому на очередном заседании комиссии по распределению допусков при Минтрансе может быть выбран второй российский перевозчик для полетов в Египет. По данным источника «Ведомостей», заседание, на котором будет рассмотрен вопрос назначения второго перевозчика, состоится 30 июля.

На старте полетной программы стоимость туров с авиаперелетом непосредственно в аэропорты Хургады и Шарм-эль-Шейха будет ниже, чем у предложений с прилетом в Каир, так как на разницу в стоимости данных пакетов влияет наличие продолжительного трансфера (более 5 часов) из столицы Египта до курортов. «С высокой долей вероятности на первые вылеты [в Египет] будет ажиотажный спрос, что, в свою очередь, приведет к увеличению цен, как это было в случае открытия авиасообщения с другими массовыми направлениями», – сказали «Ведомостям» в пресс-службе оператора Tez Tour. При этом там считают, что эта страна «полностью готова к приему россиян». Средняя стоимость проживания в августе и сентябре при бронировании сейчас ниже, чем в отелях Турции, говорят в Tez Tour.

«Дополнительно на стоимости путевок скажется отсутствие доступных альтернативных направлений для отдыха в осенне-зимний период. Сейчас россиянам доступны только страны Карибского бассейна, перелет до которых очень продолжительный и подходит не всем туристам, а стоимость проживания в отелях в 2–3 раза превышает аналогичный показатель в Египте», – отмечает представитель Tez Tour.

Представители туроператоров TUI, «Алеан», «Дельфин» отказались от комментариев.