«Яндекс.Доставка» и S7 будут доставлять товары в регионы за 24 часа

Такие сервисы вынуждены конкурировать друг с другом за счет скорости
Пилотный проект уже стартовал в Новосибирске
Пилотный проект уже стартовал в Новосибирске / Марина Лысцева / ТАСС

«Яндекс.Доставка» запустила быструю доставку в регионы России. Об этом «Ведомостям» рассказал ее представитель и подтвердил представитель авиакомпании S7 (ее структура S7 Logistics выступает стратегическим партнером сервиса). Предполагается, что покупатели маркетплейса «Яндекс.Маркет» смогут получить заказанные товары из различных городов-миллионников либо за 24 часа, либо на следующий день. Для сравнения, сейчас доставка по России на дальние расстояния занимает 3–7 дней, утверждает представитель «Яндекс.Доставки».

У самой компании ранее такой услуги не было: она выполняла заказы только внутри городов. Пилотный проект уже стартовал в Новосибирске: у местных жителей есть возможность получить более 200 000 наименований с «Яндекс.Маркета» из Москвы. Позже такая услуга появится еще в 12 городах России. Их точный список стороны не разглашают. В будущем эту услугу партнеры будут оказывать и другим компаниям, а не только продавцам «Яндекс.Маркета», обещают они.

Представитель «Яндекс. Доставки» уверяет, что, несмотря на более сложную логистику, стоимость товаров для покупателей и продавцов не поменяется (цена доставки в зависимости от региона составляет 49–99 руб.), а все дополнительные издержки партнеры возьмут на себя. Он признает, что главная цель сервиса – не заработок на доставке, а в том числе выход компании на новый для себя рынок – быстрой межрегиональной и междугородной перевозки товаров. Кроме того, это позволит увеличить количество пользователей и объем продаж интернет-магазина «Яндекса». Представитель S7 же роста издержек из-за партнерства с «Яндекс.Доставкой» не ожидает. Товары с маркетплейса, по его словам, будут перевозиться в багажном отделении пассажирских самолетов.

«Яндекс.Доставка» называет услугу быстрой доставки в регионы России уникальной. Конкурирующие сервисы идут другим путем. Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что различные маркетплейсы, например Ozon и Wildberries, возят товары с помощью авиации только на Дальний Восток. В целом же по России главным образом используются автоперевозки. Но за счет того, что у тех же Ozon и Wildberries есть развитая логистическая инфраструктура во многих регионах страны, у них есть возможность доставлять товары на следующий день со своих складских комплексов, расположенных рядом. «Яндекс.Маркет» пока только наращивает свою региональную логистическую инфраструктуру, поэтому компания вынуждена использовать авиаперевозки, говорит Бурмистров. По его словам, на текущем этапе покупатель ожидает быстрой доставки от крупнейших игроков и «Яндекс.Маркет» должен находиться в рынке и по условиям работы с покупателями он не может сильно отличаться от конкурирующих Ozon и Wildberries. Впрочем, эта проблема может быть решена к I кварталу 2022 г., когда компания введет ряд логистических комплексов в различных регионах. После этого авиаперевозки должны будут остаться только для Дальнего Востока, считает Бурмистров. В «Яндекс.Доставке» подтвердили, что «Яндекс.Маркет» развивает региональную сеть складов и сортировочных центров, чтобы не зависеть от доставки из столицы. Представитель Ozon на запрос «Ведомостей» не ответил. Представитель Wildberries подтвердил, что около 80% заказов с маркетплейса доставляется в течение суток или на следующий день после заказа. Такой сервис есть, в частности, в Москве, Московской области, Петербурге, Татарстане, Краснодаре и других крупных городах, где есть логистические объекты компании. Если же речь идет о междугородной доставке в города, где крупные склады отсутствуют или если там нет конкретного товара, то доставка осуществляется уже в срок около 48 часов. Более 99% посылок доставляются автомобилями через собственную службу доставки и лишь в самые отдаленные регионы – железнодорожным транспортом и авиацией, говорит представитель Wildberries. Его коллега из «AliExpress Россия» рассказывает, что компания активно инвестирует в развитие региональной инфраструктуры, что в будущем позволит существенно сократить сроки доставки локальных товаров в регионах. Это, в свою очередь, даст ей возможность привозить заказы на следующий день более чем для 90% населения России.

Сервисы по доставке товаров сейчас активно конкурируют за покупателей, отмечают опрошенные «Ведомостями» эксперты. Клиенты сегодня не хотят долго ждать заказа, скорость доставки – это один из главных определяющих параметров при покупке онлайн, это способ завоевать клиента и обеспечить его лояльность, говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. Он отмечает, что многим компаниям сегодня приходится вкладывать прибыль в развитие и, возможно, даже нести убытки, чтобы закрепиться на новых рынках. По данным исследования Infoline, региональный рынок электронной коммерции станет основным драйвером развития рынка к 2025 г. Причем исторически развитие этого сегмента там было достаточно низким. В городах с населением свыше 1 млн человек доля онлайн-продаж в 2019 г. составляла 8,4%, в Москве – 15,2%, Санкт-Петербурге – 10,5%. К 2025 г. этот показатель должен вырасти до 13,5% в малых и средних городах.

Другие пассажирские авиакомпании пока не обсуждали с «Яндексом» партнерство по доставке товаров, говорят три собеседника «Ведомостей» на рынке авиаперевозок. Впрочем, многие из них обсуждают сотрудничество с другими сервисами. Так, представитель «Аэрофлота» на Восточном экономическом форуме говорил, что компания принципиально договорилась о запуске проекта по сокращению сроков доставки с «Почтой России». Генеральный директор авиакомпании «Атран» (входит в группу «Волга – Днепр» наряду с AirBridgeCargo и одноименной авиакомпанией) Виталий Андреев говорит, что группа ведет переговоры со всеми ключевыми игроками рынка электронной коммерции («Почтой России», маркетплейсами Joom, Ozon, «Сберлогистикой» и проч.). Он считает направление экспресс-авиадоставки крайне перспективным. А вот «Авиастар-ТУ», крупнейший эксплуатант среднемагистральных грузовых самолетов, пока заниматься экспресс-авиадоставкой не планирует, говорит генеральный директор компании Дмитрий Коваленко. «Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом», – отмечает он.