Путин слегка охладил европейский энергорынок словесными интервенциями

Но цены на газ и уголь останутся нестабильными как минимум до весны, считают аналитики
Ажиотажный спрос на газ и уголь в Европе, который привел к небывалым ценовым всплескам, в последние месяцы перерос в полноценный энергетический кризис/ DPA / TASS

Цены газа и угля в Европе пошли вниз после рекордов, установленных 6 октября, когда эти энергоресурсы торговались на уровнях $1970 за 1000 куб. м и $280 за 1 т соответственно. Ноябрьский фьючерс на газ на наиболее ликвидном хабе TTF в Нидерландах в течение дня в четверг, 7 октября, опускался до $975 за 1000 куб. м против $1250 на открытие торгов, свидетельствуют данные биржи ICE.

Вслед за газом снижались цены и на альтернативный вид топлива – уголь. Цена фьючерсного контракта на уголь на базисе Роттердама упала до $235 за 1 т. При этом стоимость газа по состоянию на 6 октября выросла в 9 раз к началу 2021 г., угля – в 4 раза.

Цены на энергоносители в Европе стали резко снижаться еще днем 6 октября. Газета Financial Times (FT) написала, что это произошло после того, как президент России Владимир Путин пообещал помочь ЕС справиться с энергокризисом, по возможности увеличив поставки газа. «Давайте подумаем о возможном увеличении предложения на рынке, но сделать это нужно аккуратно», – сказал президент 6 октября на совещании о развитии энергетики. Вице-премьер Александр Новак предложил сделать это, увеличив объемы предложения газа на электронной торговой площадке «Газпрома». По словам Путина, «Газпром» уже идет на рекорд по объему экспортированного газа на европейский рынок, нарастив поставки за девять месяцев на 18,8 млрд куб. м, или на 15% к прошлогодним объемам.

Реализация пилотного проекта по экспорту газа «Роснефти» в Европу может стать вкладом России в стабилизацию рынка ЕС, говорил на совещании с президентом главный исполнительный директор компании Игорь Сечин. «Такое поручение правительству вы уже давали, его реализация сейчас имеет серьезную актуальность как с точки зрения стабилизации рынка, так и формирования дополнительных доходов бюджета», – заявил глава «Роснефти» (цитата по «Интерфаксу»). Ранее газета «Коммерсантъ» писала, что Сечин попросил Путина разрешить компании экспортировать 10 млрд куб. м газа в год в Европу через агентское соглашение с «Газпромом», при этом выплачивая на эти объемы повышенный уровень НДПИ (около 5000 руб. за 1000 куб. м против 1290 руб. у «Газпрома»). По данным издания, правительство готово в качестве эксперимента разрешить «Роснефти» экспортировать газ через агентское соглашение с «Газпромом».

На самом деле снижение цен началось после 11.30 мск и к моменту начала совещания у российского президента, т. е. около 15.00 мск, котировки газа уже отыграли большую часть утреннего взрывного роста и находились в районе $1500 за 1000 куб. м.

Но версия FT, представившая российского президента «повелителем» цен на энергоносители в ЕС, похоже, понравилась европейскому бизнесу. В четверг в Санкт-Петербурге на Международном газовом форуме главный исполнительный директор Uniper Клаус-Дитер Маубах назвал слова Путина о возможном увеличении поставок российского газа в Европу «вакциной» от высоких цен. «Высокие цены для нашего бизнеса плохи, особенно в долгосрочной перспективе, и мы очень рады, что цены начали снижаться», – отметил он (цитата по «Интерфаксу»). Маубах добавил, что компания в Германии намерена увеличить долю возобновляемых источников энергии, а газ позволит «быть гибкими в процессе энергоперехода».

«Экономически обоснованная долгосрочная цена газа составляет $250–300 за 1000 куб. м, но вряд ли мы увидим такой среднегодовой уровень раньше 2023 г.», – считает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков. Рост поставок газа из России, а также более активное заполнение подземных хранилищ газа (ПХГ) в Германии и Австрии, контролируемых в том числе «Газпромом», по мнению директора группы по природным ресурсам и сырьевым товарам Fitch Дмитрия Маринченко, могли бы сбить цены на газ. «Но добиться снижения до уровня в $200–300 за 1000 куб. м сейчас вряд ли получится. В европейских ПХГ недостает как минимум 10–15 млрд куб. м газа для комфортного прохождения зимнего отопительного сезона», – подсчитал он.

Ажиотажный спрос на газ и уголь в Европе, который привел к небывалым ценовым всплескам, в последние месяцы перерос в полноценный энергетический кризис. В частности, высокие цены на газ и, как следствие, на электроэнергию привели к внеплановой остановке предприятий по выпуску удобрений, химической и металлургической продукции.

Вслед за газовыми и угольными котировками в четверг вниз пошли и цены на электричество на энергорынке Nord Pool. В торгах на 8 октября (осуществляются на сутки вперед) цена снизилась в Норвегии на 2 евро за 1 МВт ч и на 25 евро за 1 МВт ч в странах Балтии, пояснила «Ведомостям» член правления, врио руководителя блока трейдинга «Интер РАО» Александра Панина. Более существенные изменения зафиксированы в Германии: цены упали с 302 до 204 евро за 1 МВт ч, т. е. более чем на 30%. Цена в Великобритании также скорректировалась до 247,9 евро за 1 МВт ч с 320,1 евро. Незначительный рост отмечен лишь в Финляндии (всего на 5 евро за 1 МВт ч).

«Несмотря на прошедшую коррекцию, цены на электроэнергию в Европе по-прежнему находятся на очень высоком уровне», – сказала Панина. По ее словам, оптовые цены электроэнергии в ЕС на 8 октября 2021 г. выше, чем в тот же день прошлого года, в несколько раз: системная цена Nord Pool – в 6,3 раза, цена в Норвегии – в 10,4 раза, в Германии – в 6,8 раза, во Франции – в 5,5 раза, в Великобритании – в 5 раз. На это также обращает внимание аналитик «ВТБ капитала» Владимир Скляр, который для сравнения приводит стоимость электроэнергии в России в среднем в 50 евро за 1 МВт ч (это конечная цена для промышленных потребителей с учетом тарифов сетей и энергосбытовых компаний. – «Ведомости»). При этом эксперт подчеркивает, что цены на электроэнергию для европейцев будут чутко реагировать на стоимость газа и угля.

Даниил Каримов из «Открытие Research», в свою очередь, добавляет, что стоимость энергоносителей тесно взаимосвязана из-за того, что их используют электростанции. «Недостаточный уровень предложения газа при сохранении высокого спроса на электроэнергию стимулирует увеличивать загрузку угольной генерации в Европе», – поясняет он.

Старший аналитик BCS Global Markets Рональд Смит поясняет, что высокая волатильность типична для любого дефицитного товарного рынка (какими сегодня являются газ и уголь) и даже небольшие изменения спроса или предложения могут привести к существенным изменениям цен. Он согласен, что цены на газ и уголь останутся очень высокими до весны, учитывая высокий спрос, особенно со стороны китайских компаний, готовых обеспечить себя этими энергоносителями на зиму «любой ценой». По прогнозам Маринченко из Fitch, «нездоровая волатильность» цен, которые будут реагировать в том числе на погодные факторы, продолжится до конца отопительного сезона.