Китайцы хотят построить кольцевую автодорогу вокруг Владивостока

С ними за этот проект поборется консорциум Руслана Байсарова и Газпромбанка
У китайской компании есть опыт реализации инфраструктурных проектов различной сложности в России / Андрей Гордеев / Ведомости

Инвестиционное подразделение китайской CRCC (China Railway Construction Corporation) 17 января подало частную концессионную инициативу (ЧКИ) на финансирование и строительство Владивостокской кольцевой автодороги (ВКАД). Об этом «Ведомостям» рассказал представитель CRCC International Investment. Сейчас пакет документов находится на рассмотрении в министерстве экономического развития Приморского края.

Это первая ЧКИ китайской компании в сфере инфраструктурных проектов в России, пояснил «Ведомостям» инвестиционный директор по Евразийскому региону CRCC International Investment Линь Ян. Соглашение о сотрудничестве по проекту компания и правительство Приморья заключили на Восточном форуме в 2021 г., писал РБК.

Как выяснили «Ведомости», на строительство ВКАД есть и еще один претендент. Проектом интересуется группа «Бамтоннельстрой-мост» («БТС-мост»), основным владельцем которой является Руслан Байсаров, в партнерстве с Газпромбанком (ГПБ), говорит источник «Ведомостей» среди компаний на рынке инфраструктурного строительства. Представители «БТС-моста» и ГПБ подтвердили «Ведомостям» интерес к проекту.

Первый вице-президент, начальник департамента инфраструктурных проектов и ГЧП Газпробанка Павел Бруссер передал «Ведомостям» через представителя банка, что ГПБ с «БТС-мост» «приняли решение по созданию консорциума с целью реализации первого этапа строительства ВКАД». В декабре 2021 г. партнеры создали совместную компанию ООО «ВКАД», заявил топ-менеджер. По «СПАРК-Интерфаксу», 51% долей в ООО у «Родиола кэпитал инвестментс» Байсарова, 49% – у структур ГПБ. «Перспективный проект детально изучен нашей командой, и мы готовы организовать привлечение внебюджетного финансирования в проект в необходимом объеме, а также полностью обеспечить его производственными и строительными мощностями», – говорит Бруссер.

В правительстве Приморского края и Минтрансе России на вопросы «Ведомостей» не ответили.

По правилам заключения ЧКИ правительство края будет рассматривать заявку CRCC International Investment в течение 30 дней. Если власти решат, что можно заключать концессию на условиях инициатора, то в течение 10 дней после решения они разместят извещение о сборе заявок на конкурс по концессии на портале torgi.gov.ru. Если за 45 дней не будет получено иных заявок о готовности к участию в конкурсе, то концессионное соглашение заключается с инициатором проекта. В альтернативном варианте власти могут предложить инвестору доработать заявку, после чего также проводится конкурс, либо отклонить ее.

Общая протяженность магистрали составит около 30 км. Строительство разделено на два этапа. На первом планируется построить 10-километровый участок от острова Русский через остров Елены до Казанской улицы на полуострове Шкота во Владивостоке. Как следует из технологического и ценового аудита обоснования инвестиций к проекту, проведенного Главгосэкспертизой (есть у «Ведомостей»), это будет четырехполосная городская дорога с расчетной скоростью движения 80 км/ч. Предельный объем капзатрат по проекту – 79 млрд руб.

По оценке представителя CRCC International Investment, общий объем инвестиций на первом этапе – в пределах 80–85 млрд руб. Точная сумма будет зависеть от размера налогов, расходов операционной компании и процентов по кредитам, поясняет он. Собственные средства китайской компании составят 20–30% от стоимости проекта, остальное планируется привлечь с рынка. Заинтересованность в финансировании стройки уже проявили Евразийский банк развития (ЕАБР) и Дальневосточный филиал Сбербанка, говорит Линь Ян. Предполагается также, что государство в рамках обязательств концедента выделит капитальный грант на проект, но это произойдет только в следующем бюджетном цикле, поясняет представитель китайской компании.

Возврат инвестиций будет происходить за счет сбора платы за проезд по новой магистрали. Дорогу оборудуют системой бесконтактного взимания платы (как на ЦКАД в Подмосковье. – «Ведомости»). Стоимость проезда по ней пока не определена. По словам представителя CRCC International Investment, начать строительство первого этапа планируется в 2023 г. По оценке Главгосэкспертизы, на сооружение новой дороги потребуется 57 месяцев (почти пять лет).

Генподрядчиком стройки выступит российская «дочка» китайской компании – CRCC Rus. Она уже участвует в строительстве инфраструктуры в России: компания в 2020 г. получила госзаказ на строительство пятого этапа скоростной автотрассы М12 от Москвы до Казани за 58,3 млрд руб.

Параметры строительства второго этапа ВКАД – еще 20 км – пока находятся в разработке, говорит представитель CRCC International Investment. Его стоимость также неизвестна. Но в январе 2021 г. Минэкономразвития РФ предложило Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций (АБИИ, китайский аналог международных институтов развития, таких как МВФ или Всемирный банк) профинансировать в России пять проектов («Ведомости» писали об этом 24 января). ВКАД попала в их число. В предложенном Минэком перечне стоимость всей Владивостокской кольцевой дороги оценивается в $1,4 млрд, или 109 млрд руб. по текущему курсу. Стоимость второго этапа, таким образом, может составлять 24–29 млрд руб.

Хорошие шансы получить этот проект (первый этап ВКАД. – «Ведомости») есть у обеих компаний, считает руководитель InfraOne Research Александра Галактионова. По ее словам, преимуществом связки «БТС-моста» и ГПБ является наличие сильного финансового партнера, а также большое количество реализованных проектов на Дальнем Востоке. Самый известный из них – мост на остров Русский через пролив Босфор Восточный во Владивостоке, построенный к саммиту АТЭС в 2012 г. В то же время у китайской компании тоже есть опыт реализации инфраструктурных проектов различной сложности в России, отмечает эксперт, не исключая, что на этот проект могут заявиться и другие игроки. Но в бюджете пока не предусмотрены средства на капитальный грант инвестору в проект и определенность в отношении строительства будет только с их появлением, сказала Галактионова.