Прокуратура нашла нарушения в работе таможни на финской границе

Несмотря на потери транспортников, таможенникам серьезное наказание не грозит, считают юристы
Алексей Даничев / РИА Новости

Ленинград-Финляндская транспортная прокуратура (входит в Северо-Западную транспортную прокуратуру) нашла нарушения в работе сотрудников международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) «Торфяновка» Выборгской таможни на российско-финской границе. Это следует из ответов прокуратуры от 14 декабря 2021 г. и 21 января 2022 г. на заявление логистической компании СДЭК, направленное в ноябре. Копия ответа есть в распоряжении «Ведомостей», ее подлинность подтвердил заявитель.

В октябре и ноябре прошлого года на МАПП «Торфяновка» таможня начала задерживать и тщательно проверять фуры, везущие сборный груз для российских покупателей-физлиц из финских интернет-магазинов («Ведомости» писали об этом 24 ноября). Задержки составляли в среднем 5–6 дней. Таможенники не объясняли причины проверок, а логистические компании несли репутационные и финансовые потери. Так, за простой автомобиля в сутки приходилось платить по 150 евро и около 75 000 руб. за погрузочно-разгрузочные операции. Кроме того, в посылках были товары, перевозка которых требует строгого температурного режима (рыба, икра, сыр, молочные продукты), и задержка могла привести к их порче. СДЭК тогда обратилась в транспортную прокуратуру с просьбой провести проверку деятельности таможни.

В ходе прокурорской проверки выявлены нарушения п. 4 ст. 310 Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС) и рекомендаций при проведении таможенного досмотра (указаны в письме ФТС России от 6 февраля 2020 г.) в части превышения объема досматриваемых товаров и заполнения акта таможенного досмотра, говорится в ответе прокуратуры. «Доводы представления о нарушении должностными лицами этой таможни требований нашли свое подтверждение (приняты меры по устранению нарушений)», – отмечается в документе.

Представитель СДЭК сообщил, что после того, как компания обратилась на горячую линию ФТС и в прокуратуру, а также после того, как о ситуации на таможне стало известно общественности, затяжные досмотры на этом МАПП прекратились.

Управляющий партнер санкт-петербургского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Алексей Добрынин считает, что обнаруженные прокуратурой нарушения являются существенными. Он отметил, что таможня осмотрела весь товар во всех машинах, ввоза санкционной продукции не обнаружено. Управляющий партнер юридической фирмы «Интеллектуальный капитал» Роман Скляр добавляет, что, как правило, такие проверки происходят по указанию вышестоящего руководителя. «Причины могут быть разные, в том числе оперативные, т. е. таможенный орган получил информацию о возможном перемещении в автомобилях со сборным грузом товара с нарушением таможенного законодательства, например контрафактного, и начал активно его искать», – пояснил он.

Таможня по закону должна выборочно проверять грузы, длительная задержка транспорта и полный досмотр груза расценены прокуратурой как нарушение, отметил Добрынин. Также прокурором, по его словам, выявлены нарушения при заполнении актов таможенного досмотра (конкретные нарушения в представлении не приведены).

По словам источника «Ведомостей» в логистической компании, проблема с досмотрами на границе с Финляндией длится много лет и это не первый случай, когда частная компания пытается решить ее законным путем. «Доказать в суде, что сотрудник таможни злоупотребляет своим положением, а не просто слишком дотошно выполняет свою работу, практически нереально», – отметил он. В итоге, по словам собеседника, не добившись справедливости, компании в большинстве своем уходят с направления, а те, у кого нет альтернативных путей доставки, заранее учитывают расходы на пересечение границы.

«На практике инспекторы, проводившие досмотр, могут быть подвергнуты дисциплинарной ответственности (по представлению прокурора). А в случае если был причинен значительный финансовый ущерб, представители таможни могут быть привлечены к административной ответственности за самоуправство. В их действиях даже могут быть усмотрены признаки преступления», – отметил Добрынин.

Основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко заметил, что с 2014 г., когда ввели ряд ограничений, связанных с пересечением границ и эмбарго, существует некий сдвиг законодательства в сторону таможенников, а не бизнеса. «По делам, которые касаются нарушения прав лиц, пересекающих границу, суды чаще встают на сторону таможенных органов», – пояснил он.

Но, по мнению Добрынина, СДЭК может обратиться в суд с требованием о возмещении упущенной выгоды либо за компенсацией морального вреда, а также за взысканием выплат за время вынужденного простоя транспорта. «Ничто не мешает компании, опираясь на нарушения, выявленные прокуратурой, обратиться с заявлением о совершении преступления. А для того чтобы заявление было аргументированное и подтверждалось какими-то доказательствами, необходимо ознакомиться с материалом надзорного производства и посмотреть, какие доказательства собрала прокуратура», – добавил он.

По мнению адвоката практики международного экономического комплаенса Art de lex Марата Самарского, в дальнейшем ситуацию с подобными задержками могла бы исправить отдельная инструкция во исполнение положений п. 4 ст. 310 ТК ЕАЭС. В ней можно прописать отдельные моменты для оценки рисков, доходчиво донести до исполняющих инструкцию лиц о последствиях задержек для перевозчиков и транспортных компаний, поясняет он. «Но для этого нужна серьезная политическая воля», – считает юрист.

Источник в логистической компании напомнил, что автоперевозчики в 2019 г. уже требовали внесения изменений в КоАП, чтобы их не задерживали под предлогом несоответствия веса товара накладной. Они утверждали, что пограничники размещали посторонние предметы на весах для изменения веса груза, но проверить это было невозможно, так как при въезде-выезде из России отсутствует такая возможность. «Свои претензии тогда более 200 перевозчиков изложили в коллективном письме в адрес президента Владимира Путина. В частности, они жаловались именно на действия должностных лиц Выборгской таможни. Но в итоге законодательство так и не было пересмотрено», – рассказал собеседник.

«Ведомостям» не удалось получить оперативный ответ от Выборгской таможни и транспортной прокуратуры.