Правительство может выделить авиакомпаниям 25 млрд рублей

Деньги пойдут на льготные кредиты, лизинг самолетов и поддержку текущей деятельности
Предложения Минтранса не совсем корректно называть национализацией парка ВС/ Андрей Гордеев / Ведомости

Господдержка авиаперевозчиков обозначена в правительственном плане первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики под санкциями. «Ведомости» ознакомились с версией от 9 марта, ее подлинность подтвердил федеральный чиновник.

В качестве мер поддержки предлагается субсидировать ставки по кредитам для авиакомпаний, лизинг самолетов и текущую деятельность перевозчиков. Всего на эти цели в 2022 г. предлагается выделить из бюджета 25 млрд руб. Соответствующее постановление должно быть готово к 31 марта, ответственные – Минтранс и Минфин, говорится в плане.

Такой проект действительно готовится, но решения по сумме поддержки еще нет, говорит источник «Ведомостей», знакомый с ходом обсуждения поддержки авиаторов.

Представитель «Аэрофлота» сказал «Ведомостям», что «не слышал» про подготовку данного пакета мер поддержки. Источник в одной из авиакомпаний топ-10 утверждает, что готовится пакет мер по льготному кредитованию перевозчиков по ставке 5%. По его словам, транспортные власти сейчас собирают заявки от авиакомпаний в части потребностей в финансировании. Представители «России», «Победы», S7, «Уральских авиалиний» и «Ютэйр» на вопросы «Ведомостей» не ответили.

10 марта Минтранс опубликовал на портале нормативных правовых актов и проект постановления правительства, позволяющий российским авиакомпаниям удержать иностранные самолеты и двигатели к ним в России, несмотря на санкции США и ЕС. В случае расторжения лизингодателем договора аренды воздушного судна (ВС) решение о возврате техники должно быть одобрено правкомиссией по импортозамещению, которую возглавляет вице-премьер Юрий Борисов, следует из документа. Если такого решения нет, перевозчик может продолжать использовать самолеты до истечения срока аренды, расплачиваясь с лизингодателем в рублях. Обслуживать ВС предлагается в организациях, «соответствующих требованиям федеральных авиационных правил», а страховать и перестраховывать – в российских страховых компаниях «на условиях исходных договоров аренды».

Как авиакомпании РФ отлетали в феврале

По оперативным данным Росавиации, в феврале 2022 г. российские авиаперевозчики обслужили 6,41 млн пассажиров, что на 28% больше, чем в феврале прошлого года. «Аэрофлот» в прошлом месяце перевез 1,27 млн пассажиров (+28%), «Сибирь» (бренд S7) – 1,15 млн (+9%). Входящие в группу «Аэрофлот» лоукостер «Победа» и авиакомпания «Россия» перевезли 1 млн человек (+19%) и 507 000 (+27%) соответственно, «Уральские авиалинии» – 468 000 пассажиров (+16%).
За январь – февраль 2022 г. авиакомпании России перевезли на 38% пассажиров больше, чем за тот же период 2021 г., – 14,5 млн человек.

Источник в одной из крупных авиакомпаний сказал «Ведомостям», что данный механизм, по сути, уже работает. По его словам, перевозчик пытался избавиться от нескольких однотипных судов, которые хотел забрать зарубежный лизингодатель, но российский регулятор одобрил возврат лишь двух самолетов. По сути, это первый шаг к национализации парка, признает он.

Руководство авиакомпании может попасть под персональные санкции в случае удерживания ВС после их отзыва зарубежным лизингодателем, замечает другой источник «Ведомостей» из авиакомпании топ-10.

Пока из топ-менеджеров отрасли под персональные санкции ЕС попал лишь гендиректор «Аэрофлота» Михаил Полубояринов. Он решил покинуть свой пост и перейти на работу в «Почту России», сообщал РБК 10 марта. Но, по данным издания, его уход не связан с санкциями. Об уходе Полубояринова знает и источник «Ведомостей», близкий к «Аэрофлоту». По его словам, Полубояринова в «Аэрофлоте» сменит гендиректор авиакомпании «Россия» Сергей Александровский, а сам Полубояринов станет в «Почте России» заместителем гендиректора.

Представитель «Аэрофлота» только подтвердил «Ведомостям», что Александровский уже назначен на должность заместителя гендиректора авиакомпании. Такое решение, по его словам, принято «в целях усиления команды для координации антикризисных мероприятий».

Источник в одной из лизинговых компаний считает, что предложения Минтранса не совсем корректно называть национализацией парка ВС. «Национализация подразумевает перевод техники в собственность с возмещением предыдущему собственнику или без него. Как мы понимаем, Россия не планирует забирать право собственности на суда, отзываемые лизингодателями. Они останутся титульными собственниками самолетов. Предложения властей призваны воспрепятствовать изъятию судов, на которых летают российские перевозчики, и обеспечить возможность их дальнейшей эксплуатации», – объяснил он «Ведомостям».

Скорее всего, дальнейшая эксплуатация отзываемых самолетов повлечет за собой санкции в отношении перевозчиков и их менеджмента, продолжает собеседник. В самом простом сценарии руководители, принявшие решение не отдавать самолеты, попадут под блокирующие санкции ЕС и в SDN-list минфина США. Речь идет о финдиректорах, гендиректорах и членах совета директоров, уточнил он. В худшем варианте сама компания попадет под блокирующие санкции, весь ее менеджмент и даже самолеты, считает источник. Это означает, что, как только договоры лизинга с российскими перевозчиками истекут и ВС вернутся арендодателям, эти самолеты можно будет отправлять в утиль, поскольку они будут никому не нужны, говорит источник.

«Сейчас практически полностью приостановлены полеты российских авиакомпаний за рубеж, цена авиакеросина очень высока, а рубль очень слаб. Такая комбинация факторов оказывает значительное давления на отрасль», – говорит аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. По ее словам, 25 млрд руб., безусловно, не спасут российскую авиацию. Даже в разгар пандемии коронавируса в 2020 г. перевозчикам было проще: тогда «Аэрофлот» был докапитализирован на 80 млрд руб., еще 23 млрд было выделено авиакомпаниям на возмещение убытков, напоминает Сахнова. «Сейчас же отрасли предлагается существенно меньше. Возможно, «Аэрофлот» получит дополнительную помощь в другом виде. Возврат части самолетов лизингодателям освободит авиакомпании от платежей и не будет давить на балансы перевозчиков», – резюмирует эксперт.