Ковидный локдаун в Китае мешает поставлять одежду и обувь в Россию

Всплеск пандемии привел к транспортным перебоям в Шанхае и других регионах КНР
Как показывает опыт противоковидных ограничений на границе России и Китая, карантин в Шанхае замедлит отгрузку на три-четыре недели/ Hector RETAMAL / AFP

Грузоперевозки в КНР испытывают все большее давление на фоне новых случаев COVID-19 в ряде регионов и крупных городов – в Даляне и Тяньцзине на севере, Шанхае и Нинбо на востоке, а также в Сямыне и Дунгуане на юге. Власти Китая фактически запретили водителям грузовиков перевозить грузы из районов с высоким и средним риском эпидемиологической ситуации в области с низким уровнем. Часть заводов в Шанхае приостановили производство на неопределенный срок, склады там закрыты, автомобильные и железнодорожные перевозки затруднены, а в крупнейшем в мире по грузообороту за последние 12 лет порту наблюдаются задержки. Об этом рассказали «Ведомостям» в российских транспортных и логистических компаниях.

Суда встали в очередь

По словам руководителя направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрия Суховерши, в конце прошлой недели количество судов, ожидающих выгрузки и погрузки в Шанхае, достигало 300. О таком количестве судов заявлял глобальный поставщик данных о судоходстве VesselsValue. «Работа порта полностью не остановлена, поскольку помимо импортно-экспортных грузов на терминалах в Шанхае обрабатываются и транзитные – с речных судов на океанские и обратно для доставки в порты на реке Янцзы», – отметил собеседник «Ведомостей».

Несмотря на очевидные затруднения, оператор порта Шанхай Shanghai International Port Group в своем официальном сообщении 5 апреля заявил, что ожидание постановки судов к причалу не превышает одних суток и единовременно в очереди находится не более 10 судов. Но, по данным агентства Bloomberg, на 11 апреля у берегов Шанхая ожидало 222 судна – на 15% больше, чем месяцем ранее. В Нинбо-Чжоушане стояло 134 корабля (+0,8%), а севернее, в объединенных портах Жичжао, Дунцзякоу и Циндао, количество судов увеличилось на 33% до 121.

Вдобавок к этому 197 контейнеровозов либо загружались, либо ожидали загрузки на объединенной якорной стоянке Шанхая с Нинбо, что на 17% больше, чем месяц назад. Часть судов уже перенаправлены на более свободные северные порты Циндао и Тяньцзиня. 11 апреля в Тяньцзине ждали 54 корабля (+29%), сообщает агентство.

В середине марта 2022 г. власти Китая ввели ограничения в крупном портовом городе на юге –―Шэньчжэне. Власти города приостановили работу многих предприятий и ввели локдаун. Схожая ситуация была в начале года в Тяньцзине.

Суховерша говорит, что в связи с введенным в Шанхае локдауном в районах Пудун и Пуси затруднена доставка грузов в порт, а также их вывоз автотранспортом. Проблема, по его словам, и в том, что другие регионы КНР запрещают въезд из Шанхая.

Везти лучше поездом

Руководитель службы международной логистики СДЭК Андрей Побежимов рассказал, что из-за вспышек коронавируса в тех или иных провинциях блокируются традиционные транспортные схемы. Например, после того как груз приходит на кросс-бординговый склад компании в Суйфэньхэ (север КНР) для доставки в Россию, его можно отправить на таможенное оформление в Уссурийске или Владивостоке через два соседних автомобильных перехода – в городском округе Цзиси в Хэйлунцзяне или в Хуньчуне в Гирине. «Если один из них закрыт, то мы сразу же отправляем груз через другой. Если закрыты обе провинции, то приходится ждать, пока ситуация с пандемийными ограничениями придет в норму. Обычно это одна-две недели», – рассказал Побежимов. Он добавил, что это же касается и городского округа Урумчи на северо-западе Китая.

Железнодорожные перевозки с Китаем также испытывают затруднения, говорит директор «РТСБ-рус» Александр Баскаков. «Шанхай является крупным хабом, эта ситуация влияет на уменьшение импортных железнодорожных перевозок. В целом объем импортных отправок по железной дороге снизился примерно в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом преимущественно из-за вынужденной перестройки цепочек поставок», – говорит он.

Но железнодорожные перевозки продолжают оставаться наиболее стабильным видом транспорта с прогнозируемыми сроками доставки в отличие от морских, добавил Баскаков. «Мы наблюдаем, что часть грузов перешла с морского фрахта на железную дорогу, но не все клиенты успели адаптироваться к новым условиям. Можно прогнозировать, что через несколько месяцев импортные железнодорожные перевозки продолжат рост», – отметил он.

РЖД также сталкивается с «определенными трудностями» в передаче грузовых поездов через погранпереходы с Китаем, рассказал «Ведомостям» представитель компании. Основной причиной он назвал медленную выгрузку товаров на стороне китайских железных дорог из-за противоковидных ограничений. По данным РЖД, на погранпереходе Забайкальск – Маньчжурия передается в среднем ежесуточно 14 поездов при согласованном объеме передачи 22 поезда, через Наушки – Сухэ-Батор семь поездов при согласованных 10.

По словам представителя монополии, для нормализации ситуации с передачей контейнерных поездов в Китай через Монголию РЖД с 9 по 16 апреля ввела ограничение в размере 50% на отправку контейнерных грузов, следующих к пограничной станции Наушки. «РЖД находится в контакте с представителями китайских железных дорог и предпринимает совместные действия по увеличению объемов передачи», – отметил он.

По словам Суховерши, производственные, транспортные, сервисные компании вынуждены нести убытки в связи с простоем, отсутствием сырья и расходных материалов. «Многие не могут осуществлять деятельность в условиях нахождения сотрудников на карантине», – говорит он.

Товары до осени подождут

Рост сроков доставки материалов из Китая может негативно сказаться, например, на ассортименте одежды и обуви в следующем сезоне. Представитель OR Group (бывшая «Обувь России», владеет маркетплейсом Westfalika, торгует одеждой, обувью, товарами для дома и проч.) рассказал, что fashion-рынок достаточно сильно зависит от импорта, значительная часть поставок приходится на Китай. В производстве OR доля импортных комплектующих колеблется от 20 до 80%. «Мы, например, заказали пресс-формы для одной из небольших линеек обуви на китайской фабрике, которая уже три недели не работает. Столкнулись с задержкой поставок. Рассчитываем, что в ближайшее время ситуация разрешится и мы получим заказ», – рассказал собеседник.

Представитель компании добавил, что весенне-летняя коллекция уже в продаже, поэтому в текущем сезоне ситуация в Китае не окажет особого влияния на рынок. «В одежде и тем более в обуви достаточно длинный производственный цикл, ритейлеры и производители размещают заказы на материалы, комплектующие и готовые товары минимум за полгода», – рассказал он. По его мнению, текущая ситуация может повлиять на поставки, например, для осенне-зимнего сезона.

Представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) отмечает, что сейчас «большинство логистических цепочек оказались разрушенными», компании с трудом находят транспортных партнеров для своей продукции и комплектующих. «Ухудшение ситуации с коронавирусом в Китае вызывает на рынке серьезные опасения относительно грядущих поставок», – говорит он.

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов говорит, что из-за локдауна может быть сокращена перевозка из КНР в Россию потребительских товаров, продуктов, некоторого оборудования. Из РФ в Китай – угля, лесных и строительных грузов, химической продукции. «Временное прекращение производства товаров и их доставки может сказаться на дефиците и увеличении цен. Это будет зависеть от того, какие запасы есть на складах, как скоро будут возобновлены поставки, есть ли отечественные аналоги», – пояснил он.

Как показывает опыт противоковидных ограничений на границе России и Китая, карантин в Шанхае замедлит отгрузку на три-четыре недели, считает управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Он полагает, что к концу апреля большая часть ограничений может быть снята. Баранов добавил, что у Китая есть опыт борьбы с болезнью и, возможно, продолжительность локдауна будет меньше.