Ритейлеры подали иски на 325 млн рублей к курьерской службе IML

В прошлом году сервис впервые за пять лет понес убытки
Сервис IML известен тем, что первым предложил доставку за 24 часа между Москвой и Петербургом/ Евгений Разумный / Ведомости

Косметический бренд «Л’Окситан», «Монэкс трейдинг» (бренды Mothercare, Next, The Body Shop, MAC, Victoria’s Secret и др.), «Дабл тренд» (один из брендов Jeans Symphony), а также ряд магазинов бытовой техники, электроники и различные контрагенты с 12 мая по 22 июня подали 24 иска против курьерской службы IML суммарно более чем на 325 млн руб., следует из базы данных арбитражных дел.

Почти все претензии касаются взыскания задолженностей по агентским договорам и за поставки продукции (например, упаковки для отправлений) и пеней, дел о незаконном обогащении, неисполнении обязательств по договорам и т. д. Компания просрочила выплату за поставленную упаковку для почтовых отправлений, при этом каких-либо конструктивных предложений от представителей IML в переписке не последовало и потому контрагент принял решение подать иск, пояснил «Ведомостям» Михаил Перенесенко, заместитель генерального директора «Трейдделивери», одной из компаний-истцов. В другой компании, «Тапервэр» (Tupperware – известный производитель посуды), заявили, что с IML в данный момент не работают. Другие истцы, а также представитель компании IML не ответили на запрос «Ведомостей».

Компания IML (ранее IM Logistics) была основана Иваном Матвеевым в 2007 г. для оказания услуг по доставке для e-commerce. Матвеев продал компанию в 2014 г. из-за ее долгов, покупателем сервиса выступил неназванный инвестиционный фонд, представителем которого в сделке стал «РФИ банк». Сейчас, согласно данным «СПАРК-Интерфакса», головной компанией является Bornholm PTY Ltd, зарегистрированная в ЮАР (ранее – в офшорах: Кипр, Гибралтар и т. д.). Сервис IML известен тем, что первым предложил доставку за 24 часа между Москвой и Петербургом. Согласно данным из интервью топ-менеджеров в СМИ, к 2020 г. у нее была собственная курьерская сеть более чем в 60 регионах России, более 1000 партнерских пунктов выдачи заказов и более 1 млн отправлений в месяц. По данным сайта компании (не обновлялись с 2020 г.), собственные магистрали обеспечивают покрытие 100% населения России и Казахстана, также компания присутствует на белорусском рынке. С 2017 по 2020 г. включительно компания была прибыльной, но с 2019 г. ее выручка начала падать – с 1,5 млрд руб. в 2019 г. до 1,4 млрд в 2020 г. и до 999 млн в 2021 г. Чистая прибыль снизилась с 21,8 млн руб. в 2019 г. до 7,9 млн в 2020 г., а в прошлом году IML зафиксировала чистый убыток в 198 млн руб. Чистые активы при этом составили 229 млн руб.

У компании как минимум с начала этого года есть объективные проблемы с сервисом: из-за усиления конкуренции на рынке ей стало сложно поддерживать высокий уровень качества услуг, считает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. В текущей ситуации, с одной стороны, у логистических компаний больше возможностей для развития: выше доступность складских помещений, проще стало привлечь курьеров, снизились их ставки, перечисляет он. С другой, по словам Бурмистрова, снизилась финансовая подпитка доставки – маркетплейсы и интернет-магазины урезали субсидирование доставки и это сказалось на доходах сервисов. По его словам, покупатели также стали предъявлять более высокие требования к доставке и в итоге небольшие и средние игроки испытывают достаточно сильное давление. Сейчас ситуация для IML «близка к точке невозврата из-за проблем с сервисом и почти критическим количеством исков», резюмировал Бурмистров.

У компании IML заявлен мораторий на возбуждение дел о банкротстве, следует из информации на Федресурсе. Мораторий на банкротство юридических лиц, физических лиц и ИП введён с 01.04.22 на 6 месяцев с возможностью продления (в зависимости от экономической ситуации), напоминает управляющий партнер адвокатского бюро Пропозитум Дмитрий Галанцев. Также, согласно, ст. 9.1 Закона о банкротстве, на период моратория не допускается обращение взыскания на заложенное имущество, запрещено проведение зачетов, начисление неустоек за неисполнение обязательства, а также приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (аресты и ограничения при этом не снимаются), перечисляет юрист.

Управляющий партнер адвокатского бюро Asterisk Владимир Хантимиров не считает, что такая повышенная «исковая активность» обязательно связана с предшествующим риском банкротства компании, и сейчас, учитывая финансовые показатели IML, с уверенностью говорить о неизбежности банкротства трудно. Однако он указывает, что за последние три месяца против компании было подано несколько десятков исков, тогда как последние 8 лет подавалось в среднем 1 иск в год. Хантимиров считает, что вряд все иски будут удовлетворены в полном объеме. По его мнению, сейчас главная задача для кредиторов – не просто выиграть процесс, но и сделать это как можно быстрее, чтобы воспользоваться возможностью подать заявление о банкротстве первым (по окончании моратория).