«Ригла» сохранила лидерство среди крупнейших российских аптечных сетей

В тройку лидеров также попали «Апрель» и «Ирис»
Евгений Разумный / Ведомости

Аптечные сети «Апрель» и «Ирис» заняли 2-е и 3-е места в рейтинге крупнейших по обороту игроков этого рынка, составленного аналитическим агентством DSM Group. Каждая из компаний поднялась на одну позицию вверх. «Апрель» по итогам шести месяцев 2022 г. смог выручить 51,6 млрд руб., заняв долю 5,8%. По этому показателю он из всех участников еще и продемонстрировал самый высокий прирост по обороту, который увеличился на 63,4% по отношению к аналогичному периоду 2021 г. Эта сеть принадлежит бизнесмену Вадиму Анисимову, в ее портфеле 4059 аптек в российских регионах (Краснодар, Волгоград, Казань, Воронеж и проч.).

«Ирис», объединяющий региональные сети «Фармакопейка», «Твой доктор», «Здесь аптека» и проч., в свою очередь, смог в первой половине этого года выручить 41,7 млрд руб., получив 4,7%-ную долю рынка. Его акционеры – бизнесмены Олег Милютин, Дмитрий Сокол, Екатерина Арустамян и др.

Судя по рейтингу DSM Group по итогам 2021 г., из топ-3 выбыли объединенные сети «Мелодия здоровья» и «Эркафарм». Они, опустившись со второй на четвертую строчку с совокупной выручкой 40,6 млрд руб. и долей 4,6%, стали единственными участниками рейтинга, которые зафиксировали падение оборота (-3,3%). Что касается лидера, то 1-е место сохранилось за входящей в группу «Протек» сетью «Ригла». Она насчитывает 3507 аптек и занимает 7,4% рынка. Ее выручка по итогам первого полугодия 2022 г. составила 65,1 млрд руб. Представитель «Риглы» сообщил, что компания согласна с данными DSM Group. Представители остальных компаний на запрос не ответили.

Изменение позиций у лидеров рейтинга опрошенные «Ведомостями» участники рынка объяснили открытием у «Апреля» и «Ириса» большого количества новых точек. У первого число аптек выросло почти на 32% с конца 2021 г. (до 4059), у второго – на 14,6% (до 3169). Управляющий партнер специализирующейся на фармацевтике консалтинговой компании «Проектирование систем управления» Павел Лисовский считает, что как минимум у «Апреля» новые точки по большей части убыточные, а в выручку могут включаться продажи нелекарственного ассортимента.

Совокупные аптечные продажи по итогам первых шести месяцев этого года увеличились на 28% по сравнению с аналогичным показателем 2021 г., составив 884 млрд руб., следует из исследования DSM Group. Там говорится, что после ажиотажного спроса в первые три месяца года, связанного с высоким уровнем заболеваемости коронавирусом и опасениями россиян на фоне санкций в отношении России, во II квартале продажи вернулись к традиционным сезонным показателям.

118,8 млрд руб.

Составила выручка Ассоциации независимых аптек (АСНА), по данным DSM Group. Эта компания занимает самую большую долю на рынке среди маркетинговых ассоциаций (13,4%). На 2-м месте «Проаптека» с долей 9,3% и оборотом 82,6 млрд руб., на третьем – МФО (8,1%, 71,4 млрд руб.). В рейтинге сервисов дистанционного заказа изменений не произошло. Как и прежде, крупнейшая по обороту – «Аптека.ру» с долей 4,3% и выручкой 38 млрд руб.

В исследовании также говорится об увеличении концентрации аптечных сетей. На топ-20 участников рейтинга пришлось 55% совокупной выручки участников рынка, что на 3 п. п. больше, чем было в первом полугодии 2021 г. Это объясняется объединением сетей «Мелодии здоровья» и «Эркафарм», а также ростом продаж у «Апреля» и «Планеты здоровья». Выручка последней составила 40,2 млрд руб., она увеличила долю на рынке до 4,5%, заняв 5-е место. По мнению Лисовского, на показатели «Планеты здоровья», имеющей высокую долю интернет-продаж, могла повлиять дублирующая методика подсчета. Например, товары «Планеты здоровья», реализованные через «Аптека.ру», засчитываются и аптечной сети, и сервису дистанционного заказа, хотя по факту это продажи интернет-ресурса, сказал он. Представитель DSM Group сообщил, что продажи действительно записываются и сети, и интернет-компании.

Из исследования DSM Group также следует, что в первом полугодии 2022 г. в России выросло и число аптек – до 67 000 точек. На конец 2021 г. их было 65 600. При этом топ-20 игроков объединяют 30 000 точек. По мнению генерального директора DSM Group Сергея Шуляка, число аптек продолжит расти, особенно это будет заметно осенью перед высоким сезоном на рынке. Прогнозирует он и смену собственников у некоторых игроков рынка. «В стране скопилась денежная масса, которую в том числе непрофильные предприниматели будут инвестировать в аптечный бизнес», – рассуждает он. Лисовский с этим согласен. Другая аналитическая компания, специализирующаяся на фармацевтическом рынке, – RNC Pharma располагает данными по количеству аптек за семь месяцев 2022 г. На 1 июля в России работала 71 981 аптека, что на 275 меньше, чем тремя месяцами раньше. Аналитики RNC Pharma в своем отчете называют коррекцию малозначительной из-за летнего периода, когда компании планируют ремонты и переезды. При этом также сказано, что последний раз такие показатели наблюдались 20 месяцев назад в результате ковидных ограничений.