Нефтяники обсудили с властями снижение рентабельности АЗС

Цены на топливо растут ниже уровня инфляции
На АЗС наблюдается плавный рост цен/ Максим Стулов / Ведомости

Нефтяные компании обсудили с регуляторами меры повышения рентабельности работы розничных сетей. Об этом рассказали «Ведомостям» два источника в нефтяных компаниях. По словам собеседников, в ноябре в Минэнерго состоялось совещание по ситуации на розничном рынке топлива, в котором приняли участие представители крупных нефтяных компаний. «Министерство провело обсуждение с заинтересованными нефтяными компаниями по вопросу неухудшения финансово-экономического положения розничных сетей и недопущения дефицита топлива на внутреннем рынке», – сказал один из источников.

Он добавил, что с начала 2022 г. наблюдается значительный рост затрат розничных сбытовых организаций (АЗС). В условиях изменений расчета демпфера на бензин осенью 2022 г. и планового снижения выплат в рамках этого механизма с 2023 г. уровень маржи переработки будет падать, что сделает нерентабельной работу отдельных сбытовых объектов, отмечает собеседник «Ведомостей». Второй источник утверждает, что «многие АЗС уже работают практически с нулевой рентабельностью».

По оценкам компаний, прозвучавшим на совещании, основным фактором, который в ближайшие месяцы может оказать влияние на рынок топлива в России, является риск дефицита бензина. Из-за санкций Евросоюза в отношении российской нефти и сокращения объемов экспорта рентабельность российских НПЗ может снизиться, что приведет к снижению объемов производства. Также из-за санкционных ограничений у заводов на исходе запасы комплектующих для обслуживания иностранного оборудования и импортной химической продукции для производства топлива, утверждает источник.

Источник «Ведомостей» указывает, что затраты организаций нефтепродуктообеспечения (НПО) в 2022 г. выросли примерно на 17% с начала 2022 г. «из-за увеличения поддерживающих инвестиций в инфраструктуру, стоимости коммунальных услуг и зарплаты персонала». Другой источник «Ведомостей» также подтвердил рост расходов нефтяных компаний. С 1 января 2023 г. акцизы вырастут на 4%, а цены отсечения в демпфере – на 3%, напоминает он.

При этом в 2022 г. рост розничных цен на моторное топливо существенно отстает от темпов инфляции. По данным Росстата, к середине ноября цены на бензин с начала года выросли примерно на 1%, на дизель – на чуть более 5%, в то время как официальная инфляция на середину ноября составила 10,7%. «Для обеспечения стабильных финансовых показателей НПО, достаточных для поддержки и развития активов, необходим поступательный равномерный рост цен на АЗС по инфляции», – говорит один из собеседников.

Розничные цены на бензин в РФ не регулируются государством. Но регуляторы, в первую очередь ФАС, активно мониторят ситуацию со стоимостью бензина и дизтоплива на автозаправках и реагируют на резкие скачки цен. Негласные договоренности властей с вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК), владеющими АЗС, позволяют ценам на топливо оставаться в пределах инфляции и исключают резкие скачки стоимости в рознице в течение года.

Такая система сложилась после резкого роста цен на топливо весной 2018 г. Тогда правительство было вынуждено заключить временное соглашение с ВИНК о заморозке цен на топливо, а затем с 1 января 2019 г. ввело «демпфирующий механизм», который позволяет сдерживать цены на топливо на внутреннем рынке при резких колебаниях цен на нефть на мировом рынке. Но в этом году рост цен на бензин и дизель на АЗС значительно отстает от темпов инфляции. Источники «Ведомостей» объясняют это «негласными договоренностями с властями в текущей макроэкономической ситуации».

На АЗС наблюдается плавный рост цен. По данным Росстата, с 21 по 27 ноября бензин подорожал на 0,04 руб. (на 0,1%) до 50,85 руб./л, дизель – на 0,55 руб. (на 1%) до 57,03 руб./л. За неделю с 14 по 20 ноября бензин подорожал на 0,03 руб. (на 0,1%), а дизель – на 0,52 руб. (на 0,9%). При этом в октябре 2022 г., по данным ведомства, цены на дизтопливо выросли на 1,1% по сравнению с сентябрем 2022 г. Стоимость бензина на АЗС в октябре не изменилась по отношению к сентябрю. За 10 месяцев 2022 г. стоимость бензина выросла на 5,1% в годовом выражении, а стоимость дизеля – на 10,5%. С начала года средний рост потребительских цен в РФ, по данным Росстата, составил 11,07%.

В 2021 г. потребительские цены на бензин выросли в годовом выражении на 8,8% при общей инфляции в 8,39%, а стоимость дизеля – на 5,1%.

По словам источников, по итогам ноябрьского совещания в Минэнерго и последующих консультаций были согласованы меры по поддержке рентабельности сетей. В пресс-службе Минэнерго «Ведомостям» сообщили, что «вопрос повышения розничных цен на АЗС на совещании с нефтяными компаниями 16 ноября не обсуждался», но на рабочих совещаниях «рассматриваются все вопросы, затрагивающие топливно-энергетический комплекс». Там подчеркнули, что министерство следит за ситуацией на топливном рынке «ежедневно». По оценке Минэнерго, из-за разницы оптовых цен на бензин и дизтопливо на АЗС сложилась ситуация, при которой маржинальность зимнего дизеля недостаточна, но она перекрывается доходностью по бензину. В пресс-службе Минэнерго добавили, что цены на АЗС «ежегодно растут темпами, близкими к уровню инфляции».

В пресс-службе ФАС «Ведомостям» заявили, что ведомству «неизвестно о проведении совещания по ситуации на топливном рынке». Но признали, что цены на топливо в этом году «растут существенно ниже инфляции». А предпосылок для их роста, по мнению ФАС, не наблюдается.

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин обратил внимание, что в первом полугодии 2022 г. оптовые цены на топливо в России снижались на фоне падения объемов экспорта, при этом цены на АЗС не менялись. Это обеспечивало высокую маржинальность отрасли, отметил он. Но уже в июле, по его словам, оптовые цены вновь стали расти. Снижение маржинальности нефтепереработки на фоне проблем с экспортом также подтверждает президент Независимого топливного союза Павел Баженов. Но экономических предпосылок для резкого роста цен на бензин на АЗС, по его мнению, нет.

Корректировка демпфера негативно влияет на рентабельность переработки нефти, а с учетом индексации тарифов госмонополий в декабре – январе индексация цен на топливо «представляется необходимой», считает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков.

«Ведомости» направили запросы в крупнейшие нефтяные компании.