Власти Кузбасса заявили о невыполнении плана погрузки угля на восток на 15%

Проблемы с экспортными отправками в Азию могут сохраняться и в 2023 году
Кузбасс – крупнейший в России угледобывающий регион/ Максим Киселев / ТАСС

Из Кемеровской области за 11 месяцев 2022 г. по железной дороге в восточном направлении было вывезено 42,8 млн т угля, сообщил «Ведомостям» представитель правительства Кузбасса. Он уточнил, что это ниже плана на 15% и на 10% меньше, чем объемы вывоза угля за тот же период прошлого года. Этот же объем – «где-то 42,8 млн т за 11 месяцев» – приводил 12 декабря в выступлении на круглом столе в Совете Федерации сенатор от региона Алексей Синицын. Но при этом, по данным министерства угольной промышленности области, ровно столько же угля – 42,8 млн т – было направлено на восток уже за январь – октябрь.

Кузбасс – крупнейший в России угледобывающий регион. Согласно перечню поручений президента Владимира Путина от марта 2021 г., объемы вывоза угля из Кузбасса на восток до 2024 г. должны вырасти на 30% относительно 2020 г., когда из региона в этом направлении было отгружено 55,8 млн т. Кроме того, президент в декабре 2021 г. согласился с предложением «закрепить в приоритетном порядке» на текущий год вывоз на восток 18 млн т угля из Хакасии и Бурятии (по 9 млн т из каждой республики, в квоту Хакасии входит 0,4 млн т поставок угля из Тувы), писал в январе РБК.

С 10 августа из-за СВО на Украине действует эмбарго ЕС на импорт российского угля. В связи с этим российским угольным компаниям пришлось перенаправлять часть экспортных объемов в Азию («Ведомости» писали об этом 17 августа). На Европу приходилась значительная часть угольного экспорта: в ЕС в 2021 г. было поставлено 48,75 млн т российского угля. Запрет усугубил проблемы с вывозом угля на восток, связанные с ограниченными провозными способностями Восточного полигона (БАМ и Транссиб). Это произошло в том числе и потому, что в сторону Азии увеличился поток других товаров, перевозимых по железной дороге.

Кроме того, в марте 2022 г. были отменены правила недискриминационного доступа (ПНД), дававшие углю приоритет для транспортировки по сети РЖД перед другими, более выгодными для железнодорожников грузами.

В итоге в 2022 г. РЖД вывезет из Кузбасса на восток «в лучшем случае 48,5 млн т» (на 16% ниже утвержденной квоты. – «Ведомости»), заявлял губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев в ноябре в бюджетном послании региональному парламенту. Синицын 12 декабря приводил более пессимистичный прогноз – всего 47 млн т угля.

А прогнозируемая отгрузка угольной продукции из Хакасии в восточном направлении в 2022 г. не превысит 5 млн т, т. е. окажется в 1,7 раза ниже квоты, говорил 12 декабря сенатор от региона Александр Жуков. Единственное угольное предприятие Бурятии – Тунгуйский угольный разрез (принадлежит СУЭК) за 11 месяцев 2022 г. увеличил поставки на восток на 24% до 7,77 млн т к предыдущему году, сообщил «Ведомостям» представитель минтранса республики. Квота выбрана на 84,6%.

В октябре Цивилев жаловался в письме премьер-министру РФ Михаилу Мишустину на проблемы с вывозом угля на восток, писал РБК (копия документа есть у «Ведомостей»). На середину октября в Кузбассе простаивало 12 000 вагонов, в которых находилось более 800 000 т угля, следовало из письма. «Проблема с простоем груженых поездов сохраняется», – заявил «Ведомостям» представитель правительства Кузбасса.

Около 158 млн т.

грузов планируется перевезти по Восточному полигону в 2022 году

РЖД проблемы с отправкой груженых поездов отрицает. «По итогам ноября 97% всех груженых отправок доставлено в установленные сроки. Длительно простаивающих вагонов с углем на сети РЖД нет», – заявил представитель госкомпании. При этом он признает, что «сегодня спрос на грузоперевозки в восточном направлении существенно превосходит расчетные провозные параметры инфраструктуры». «Понимая потребности грузоотправителей, РЖД старается использовать все возможные технологические меры и принимает к перевозке максимальные объемы грузов, используя свои пропускные способности в сверхнапряженном режиме», – добавил он.

В пресс-службах правительства и Минэнерго России перенаправили вопросы «Ведомостей» в Минтранс РФ. Там не ответили на запрос. «Ведомости» также направили запросы в правительства Тувы и Хакасии и крупнейшим угольным компаниям, работающим в Кузбассе (СУЭК, «Кузбассразрезуголь», «СДС-уголь», «Стройсервис», «Распадская», Кузбасская топливная компания и «Мечел»).

230-250 млн т.

составит годовой объем перевозок по БАМу и Транссибу к 2030 г.

Сокращение погрузки из Кузбасса на восток в ноябре «фактически до нуля» может быть долговременным следствием отмены ПНД для Восточного полигона, считает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. РЖД теперь самостоятельно решает, какие грузы брать в приоритет, и ключевую роль здесь играет разница в доходности перевозки, поясняет эксперт. По его словам, доходная ставка РЖД при перевозке угля в 2021 г. составляла 1,95 руб. за 10 тонно-километров, тогда как для лесных грузов этот показатель был равен 5,23 руб., для черных металлов – 6,87 руб., для нефти и нефтепродуктов – 8,05 руб.

Кроме того, многие высокомаржинальные для РЖД грузы подпали под санкции ЕС, в том числе изделия из стали и железа, на которые ЕС ввел эмбарго в марте 2022 г. По словам Родионова, это «дополнительно усиливает конкуренцию за свободную инфраструктуру» для вывоза товаров на восток.

В 2023 г. ситуация с перевозками угля из Кузбасса, Хакасии и Бурятии не улучшится, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. РЖД уже четко декларирует, что планы по экспортным отправкам угля с Восточного полигона будут скорректированы и не будут соответствовать квотам, напоминает эксперт. По его словам, сейчас РЖД отдает приоритет при отгрузках на БАМ и Транссиб коксующемуся углю, перевозка которого экономически более привлекательна, чем дешевого энергетического, и эту логику компания планирует сохранять в будущем.

В подготовке статьи участвовали Ксения Потаева и Александр Волобуев