Россияне в декабре стали реже заказывать доставку посылок по стране

Интерес клиентов мог переключиться на отправления в ближнее зарубежье
У СДЭК в этом году число крупногабаритных и тяжеловесных отправлений выросло на 60%, но снизилась частота отправок
У СДЭК в этом году число крупногабаритных и тяжеловесных отправлений выросло на 60%, но снизилась частота отправок / Михаил Метцель / ТАСС

Объем отправлений доставки в России в декабре 2022 г. увеличился на 30% год к году, но прирост оказался на 10 процентных пунктов меньше, чем в тот же месяц годом ранее. Об этом говорится в аналитическом обзоре логистических компаний ПЭК, СДЭК, Boxberry и Pony Express, с которым ознакомились «Ведомости».

Абсолютных цифр в обзоре не приводится. Но тенденцию в целом подтверждают данные аналитического агентства Data Insight. По его оценкам, только за три квартала 2022 г. на рынке электронной коммерции было доставлено 1,7 млрд заказов, это на 52% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года. За весь 2021 год доставлено 1,57 млрд отправлений (+78% к 2020 г.).

В обзоре логистов говорится, что перед Новым годом жители нашей страны чаще всего отправляли по России игрушки, сувениры, одежду, товары для красоты и здоровья, электронику и бытовую технику. Средний вес одной посылки в декабре вырос на 15% в годовом выражении, рассказал «Ведомостям» директор департамента сервиса ПЭК Игорь Коптев.

У СДЭК в этом году число крупногабаритных и тяжеловесных отправлений выросло на 60%, но снизилась частота отправок. «В прошлом году срок доставки был на первом месте. В этом году первоочередной стала стоимость, все меньше россиян готовы переплачивать за экспресс-перевозку», – отметил директор по продажам СДЭК Андрей Мякин.

Объемы доставки в этом году росли не только в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и Екатеринбург, но и в небольших регионах с населением менее 500 000 человек. Например, в декабре количество отправлений Boxberry в небольших городах увеличилось на 29%, что на 3 процентных пункта больше показателя прошлого года.

«Активное развитие социальной коммерции и классифайдов привело к тому, что люди охотно заказывают новогодние подарки у частных продавцов, делают презенты своими руками и отправляют их родным, друзьям», – пояснил коммерческий директор Boxberry Алексей Бездеткин.

Лидерами среди небольших городов по числу доставленных посылок в декабре, согласно обзору, стали Белгород, Тула, Смоленск, Тверь, Брянск, Тутаево, Анапа и Киров.

Снижение темпов роста отправок посылок по России связано со взрывным ростом (+32% год к году) объема таких перевозок между Россией и странами СНГ – Арменией, Белоруссией, Казахстаном, утверждается в обзоре логистических компаний.

Наибольший прирост объема доставки в эти страны пришелся на вторую половину года, рассказал директор по продажам Pony Express Рафик Хачатрян. В декабре категории-лидеры – электроника, бытовая техника и одежда. Также в этом месяце больше всего вырос спрос на доставку алкогольных напитков – в 3 раза по сравнению с предыдущим месяцем.

Накануне Нового года россияне чаще всего отправляли в Армению игрушки, одежду, сувениры, а получали сладости и сухофрукты, следует из данных филиала ПЭК в республике. В Казахстан перед новым годом шли посылки с маслом, сгущенным молоком и сухофруктами, обратно приходили автомобильные запчасти. Такие данные приводит Boxberry. «Многие зарубежные автоконцерны свернули деятельность в России, и люди ищут необходимые автомобильные товары по новым каналам», – пояснил Бездеткин.

Вслед за ростом грузопотока между Россией и странами СНГ службы доставки запустили десятки дополнительных рейсов, открыли новые филиалы, отметил Коптев из ПЭК. «Задача – ускорить и упростить доставку посылок для жителей России и стран-партнеров», – рассказал он.

Сроки доставки по России в декабре в среднем составляют 3–5 дней, если конечная точка расположена в радиусе 1000 км от Москвы. Перевозка в отдаленные регионы нашей страны занимает 8–10 дней. На доставку по СНГ может потребоваться 2–3 недели, из других стран – 4–6 недель, следует из данных логистических компаний.

По подсчетам партнера Data Insight Федора Вирина, темпы роста отправки посылок по России впервые с 2019 г. опустилась ниже рубежа в 50% в год. Еще в августе, по его данным, динамика составляла +55%, перед этим несколько месяцев она была на уровне 60–65%, а до февраля на протяжении девяти месяцев подряд рост год к году превышал 100%.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что интенсификация отправок в страны СНГ обусловлена масштабной эмиграцией, которая привела к увеличению в этих странах спроса на товары, к которым россияне привыкли. Но этот фактор, по его словам, не повлиял на замедление темпов доставки по РФ.

Он связывает сокращение динамики отправок по России с тем, что в структуре онлайн-продаж выросла доля маркетплейсов, которые осуществляют доставку в пункты выдачи заказов и постаматы, а также игроков сегмента e-grocery, которые активно дополняют предложение продовольственных товаров сопутствующими (особенно Ozon Fresh, «Яндекс.Маркет» и «Яндекс.Лавка»).

По прогнозам «Infoline-аналитики», в IV квартале 2022 г. объем отправлений курьерскими службами увеличится в годовом выражении на 27% и составит более 1,8 трлн руб., а в целом по году онлайн продажи вырастут на 36–37% до 5,6 трлн руб.