Производство дорожно-строительной техники выросло почти на треть

Это произошло за счет слабого рубля и господдержки
Максим Стулов / Ведомости

Производство российской дорожно-строительной техники (ДСТ) за январь – март 2023 г. увеличилось на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. и составило 19,9 млрд руб. в денежном выражении. Это следует из статистики ассоциации «Росспецмаш», с которой ознакомились «Ведомости». Ассоциация объединяет компании, выпускающие порядка 80% ДСТ в России.

Отгрузки ДСТ на внутренний рынок выросли на 24% за январь – март 2023 г. до 17,7 млрд руб. Так, отгрузки экскаваторов выросли в 5,9 раза, кранов-трубоукладчиков – в 3 раза, мини-погрузчиков – на 22%, катков – на 14%, фронтальных погрузчиков – на 1% (абсолютные цифры по категории ДСТ в статистике не приведены). Представитель «Росспецмаша» отметил, что спрос на отечественную спецтехнику динамично растет. Более того, для большинства моделей заводы смогли «в кратчайшие сроки» заместить импортные комплектующие за счет переориентации на российские аналоги и благодаря развитию собственного производства, подчеркнули в ассоциации.

Тем не менее в ряде сегментов отгрузка снизилась. В частности, продажи экскаваторов-погрузчиков сократились сразу на 73%, кранов-манипуляторов – на 23%, автогрейдеров – на 22%, гусеничных бульдозеров – на 19%. В «Росспецмаше» падение отгрузок в сегменте автогрейдеров объясняют тем, что при текущем росте производства продажи сдвигаются на более поздний срок.

Но российская спецтехника уступает по продажам китайской. По данным представителя «Газпромбанк автолизинга», в топ самых продаваемых компанией брендов спецтехники по итогам I квартала 2023 г. вошло 14 китайских марок. Они же показали максимальный прирост в продажах по отношению к I кварталу 2022 г. Так, продажи бренда Lonking увеличились в 11 раз до 88 шт., SANY – в 9 раз до 92 единиц, Shantui – в 14 раз до 58 машин. «У отечественных марок динамика роста была не столь интенсивной», – уточнял представитель лизинговой компании.

В 2022 г. «Росспецмаш» оценивал рост производства российской ДСТ в денежном выражении в 35% по сравнению с 2021 г. Он составил, по расчетам ассоциации, 75,6 млрд руб. (см. «Ведомости» от 20 января 2023 г.).

«Росспецмаш» также обратил внимание на проблему «агрессивного импорта», когда иностранные производители продают свою технику по себестоимости или ниже ее. «Ведомости» писали о низких ценах китайских и турецких производителей ДСТ 20 октября 2022 г. На проблему неоднократно обращала внимание другая отраслевая ассоциация – «Спецавтопром» («Ведомости» писали об этом 13 марта 2023 г.).

Для решения этих проблем «Росспецмаш» предлагает предоставлять гранты на выпуск комплектующих для ДСТ в размере не менее 10 млрд руб. ежегодно вплоть до 2026 г., а также запустить программу федерального лизинга по аналогии с сельхозтехникой.

Сейчас для производителей спецтехники уже действует несколько мер господдержки. В частности, от конкуренции со стороны иностранной ДСТ защищает повышенный утильсбор и компенсация его для российских производителей. Утильсбор – разовый платеж на будущую утилизацию техники, который позиционируется как экологический. В этом году на компенсацию утильсбора отечественным производителям самоходной и прицепной техники предусмотрено 12,5 млрд руб. Компенсации для импорта не предусмотрены. Ранее гендиректор Челябинского завода промышленных тракторов Денис Абдулкарамов говорил «Ведомостям», что после повышения ставок утильсбора цены на иномарки выросли.

Другая мера поддержки – льготный лизинг для отечественной ДСТ. В этом году на эту субсидию выделили 1 млрд руб., по 1,3 млрд руб. предусмотрено на 2024 и 2025 гг. По оценкам «Спецавтопрома», в 2023 г. удастся продать со скидками спецтехники и оборудования для нее на сумму до 20 млрд руб. Но этого, по мнению ассоциации, недостаточно для борьбы с китайской техникой, поэтому «Спецавтопром» просил у правительства дополнительно 4 млрд руб. на программу («Ведомости» писали об этом 24 января).

Руководитель проектов SBS-Consulting Дмитрий Бабанский считает, что производство отечественной ДСТ выросло за счет ряда факторов. «Это активизация дорожного строительства, девальвация рубля, адаптация российских производителей к новым цепочкам и меры господдержки», – объяснил эксперт. Он полагает, что при сохранении текущих условий рост продолжится.

Гендиректор «Спецавтопрома» Денис Кудрявцев связывает рост продаж ДСТ с увеличением стоимости машин из-за колебания курсов валют и нехватки комплектующих. Более того, продолжил он, в марте 2022 г. производство фактически встало, что создало низкую базу. Кудрявцев также скептически отнесся к росту производства в сегменте погрузчиков: «Гидравлика и электрика там китайские, двигатель во многих машинах тоже китайский. А что мы делаем в этом погрузчике?» Он также добавил, что в отрасли наблюдается дефицит кадров по рабочим специальностям.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров утверждает, что на рынке ДСТ сохраняется большой спрос. «Поэтому рост продаж выглядит вполне ожидаемым», – отметил эксперт. По оценкам Бурмистрова, дальнейшая ситуация с производством и продажей выглядит непростой. «С одной стороны, драйвером роста будет слабый рубль, а с другой – растут цены на сырье, например металл», – объясняет эксперт.