Россия и Казахстан расширят авиасообщение между странами

Небольшие авиакомпании будут чаще летать между нестоличными городами
Одной из ключевых проблем для авиасообщения между странами является отсутствие подходящих самолетов/ Qazaq Air

Россия и Казахстан договорились расширять географию и частотность полетов между странами. Об этом говорится в сообщении Минтранса России от 24 апреля по итогам заседания подкомиссии по транспорту межправкомиссии двух государств.

«Благодаря ранее принятым совместным решениям в 2022 г. количество перевезенных воздушным транспортом пассажиров между Россией и Казахстаном увеличилось в 2 раза, при этом за первые два месяца 2023 г. рост составил 58,5%», – цитирует российского министра транспорта Виталия Савельева пресс-служба ведомства. В Минтрансе и Росавиации не уточнили, сколько пассажиров было перевезено между странами в указанный период. В ведомствах также не раскрыли параметры межправительственного соглашения между авиавластями стран.

По словам собеседника «Ведомостей», знакомого с деталями обсуждения, речь идет о расширении авиасообщения между нестоличными российскими аэропортами и городами севера и востока Казахстана. В частности, идут переговоры об увеличении количества рейсов из Новосибирска.

Из новосибирского аэропорта «Толмачево» (входит в «Новапорт» Романа Троценко) летает Qazaq Air в Астану и Усть-Каменогорск, а также Scat в Тараз. Российская S7, которая базируется в Новосибирске и столичном аэропорту «Домодедово», в Казахстан не летает вообще. Зато перевозчик выполняет рейсы в соседний Узбекистан (Ташкент, Самарканд, Фергана), а также в турецкий Стамбул и в Дубай.

На сайте S7 говорится, что авиакомпания временно приостановила продажу билетов в Казахстан. Представитель перевозчика отказался от комментариев. Собеседник «Ведомостей», близкий к S7, сказал, что авиакомпания около года находится в контакте с авиавластями Казахстана, но «продвижения по вопросу [полетов] пока не произошло».

Одной из ключевых проблем для авиасообщения между странами является отсутствие подходящих самолетов. Источник «Ведомостей», близкий к одной из крупных российских авиакомпаний, считает, что S7 не может летать в Казахстан из-за двойной регистрации бортов перевозчика (речь идет о прошедшей после начала СВО на Украине перерегистрации в российском реестре взятых в лизинг самолетов, которые в рамках западных санкций должны были быть возвращены лизингодателям. – «Ведомости»). «Авиавласти Казахстана сразу заняли по этому вопросу самую жесткую позицию из всех стран СНГ. Они не пускают в свое воздушное пространство борты с двойной регистрацией», – сказал собеседник.

Воздушные суда (ВС) с двойной регистрацией есть и в парке «Уральских авиалиний». Представитель авиакомпании заявил «Ведомостям», что перевозчик не летает в Казахстан.

«Аэрофлот» выполняет от двух рейсов в день в крупнейшие города Казахстана. В частности, компания летает из московского аэропорта «Шереметьево» в Алма-Ату 16 раз в неделю, в Астану – 14 раз в неделю, пояснил представитель перевозчика. В Атырау (Гурьев) «Аэрофлот» летает 3 раза в неделю. В конце 2022 г. сообщалось, что «Аэрофлот» выкупил у ирландского лизингодателя 10 самолетов.

Дочерняя авиакомпания «Аэрофлота» «Россия» летает из Москвы в Караганду, Актау и Костанай, из Красноярска – в Алма-Ату и Астану. Для этого перевозчик пользуется переведенными в ее парк самолетами SSJ100, которые изначально имели российскую «прописку». Кроме этого из России в Казахстан летают Red Wings и «Азимут», у которых в парке тоже есть SSJ100. «Все авиакомпании хотят летать в Казахстан, но не у всех есть подходящий для этого флот», – поясняет источник «Ведомостей» в одном из крупных перевозчиков.

В 2022 г. российские авиакомпании перевезли 95 млн пассажиров, казахстанские – 11 млн, что стало рекордом для страны. По информации казахстанских авиавластей, основной прирост показали перевозки на международных линиях: в январе – ноябре 2022 г. они выросли в 1,7 раза до 2,9 млн пассажиров.

Главной причиной резкого роста пассажиропотока в 2022 г. могла стать как либерализация рынка авиаперевозок, так и миграция россиян в Казахстан в связи с началом СВО и мобилизацией. В 2022 г., по данным комитета миграционной службы МВД республики, в страну приехало 5,6 млн иностранцев, из которых 2,9 млн человек – россияне.

«Ведомости» направили запросы в авиакомпании «Азимут», Red Wings, Scat, Qazaq Air и комитет гражданской авиации министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана.

Рынок авиаперевозок между Россией и Казахстаном до прошлого года был сильно монополизирован, говорит источник «Ведомостей» в одной из крупных авиакомпаний. До 2016 г. с российской стороны в республику летала «Трансаэро». «Для авиакомпании эти направления наряду с перевозками в Тель-Авив были настоящим золотым дном», – вспоминает собеседник. После ухода «Трансаэро» с рынка ее место занял «Аэрофлот».

«Несмотря на попытки российских авиационных властей добиться допуска к полетам таких компаний, как S7 и «Победа», казахские власти блокировали эту возможность. Как считается, это делалось в интересах Air Astana, которая на паритетных началах летала в Москву с «Аэрофлотом». Дуополия позволяла держать очень высокий тариф», – объясняет источник.

В марте 2022 г. национальный перевозчик Казахстана Air Astana прекратил все рейсы в Россию. На его место на рейсы между Москвой и Астаной, а также Москвой и Алма-Атой встала авиакомпания Scat. «После этого власти Казахстана согласились расширить авиасообщение между странами», – отмечает собеседник «Ведомостей». Он считает, что дальнейшее расширение авиасообщения между странами возможно только через второстепенные города. «Scat в силу гораздо меньшего размера флота не сможет при увеличении частот обеспечить то же количество рейсов, что и «Аэрофлот». Поэтому до возвращения Air Astana на линии не имеет смысла отдавать приоритет российскому перевозчику», – считает он.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев говорит, что большой потенциал развития авиаперевозок между Россией и Казахстаном существовал и в прошлом десятилетии, но он не был реализован из-за строгих ограничений межправительственных соглашений. «Направления в Республику Казахстан сегодня могут быть вдвойне интересны для российского бизнеса, так как Казахстан не находится под санкциями», – отметил он. Эксперт считает, что в перспективе либерализация перевозок на маршрутах между двумя странами приведет к усилению конкуренции и повышению ценовой доступности полетов.

Гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий считает главными причинами роста пассажиропотока между странами мобилизацию в России и отсутствие альтернатив на международных направлениях. «После введения санкций в прошлом году Казахстан остается для россиян одним из немногих окон в мир», – отмечает он.

Эксперт не видит существенных драйверов роста пассажиропотока в дальнейшем, но и падения в ближайшие несколько лет не ожидает. Среди недостатков данного направления Ланецкий называет отсутствие транзита: Air Astana не летает в Россию, поэтому на пересадке в Казахстане пассажиру придется менять авиакомпанию. «При наличии альтернатив казахстанское направление будет привлекательно только при наличии доступной цены», – добавил он.