Онлайн-продажи лекарств упали впервые за последние годы

Динамика объясняется тем, что год назад наблюдался ажиотажный спрос на фармпрепараты
Онлайн-продажи лекарств по итогам четырех месяцев 2023 г. упали на 9%/ Андрей Гордеев / Ведомости

Объем онлайн-продаж лекарств за четыре месяца 2023 г. составил 69,9 млрд руб., говорится в обзоре компании DSM Group. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель упал на 9%.

Снижение онлайн-продаж препаратов происходит впервые минимум за четыре года. С января по апрель 2020 г. через интернет было продано лекарств на 31 млрд руб., в первые четыре месяца 2021 г. – на 40,2 млрд руб., а за аналогичный период прошлого года – на 76,9 млрд руб. Данные по четырем месяцам 2019 г. DSM Group не публиковала, но по итогам всего года онлайн-продажи составили 57,7 млрд руб.

Снижение объемов реализации лекарств онлайн в этом году подтверждают и представители фармрынка. К примеру, у маркетплейса «Здравсити» интернет-продажи с января по апрель упали на 7% до 5,2 млрд руб., говорит его гендиректор Борис Попов. Представитель маркетплейса «Ютека» также уверяет, что «в целом по рынку наблюдается снижение», но конкретные цифры он не предоставил, сообщив лишь, что самой компании удалось нарастить онлайн-продажи на 67% в том числе за счет подключения к сервису большего числа аптек.

Снижение объемов реализации лекарств в этом году гендиректор DSM Group Сергей Шуляк объясняет высокими продажами препаратов в 2022 г. Тогда на фоне ажиотажного спроса люди активно скупали различные средства, формировали запасы на случай ухода с рынка тех или иных вендоров.

Несмотря на падение онлайн-продаж лекарств по итогам первых четырех месяцев, опрошенные «Ведомостями» эксперты ожидают роста этого показателя до конца года. Попов обращает внимание на то, что некоторые препараты подешевели по сравнению с 2022 г. К примеру, средняя стоимость отечественных противовирусных средств по итогам января – апреля снизилась на 32% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Кроме того, на рост интернет-продаж может повлиять и легализация доставки рецептурных лекарств, говорит генеральный директор рязанской аптечной сети «Аптека фарма» Александр Миронов. Он ожидает, что в ходе эксперимента (он начался с 1 марта 2023 г. в Москве, Московской и Белгородской областях. – «Ведомости») этот показатель вырастет на 2–3% в первый год и на 4–5% во второй. Шуляк с этим не согласен. По его мнению, для полноценной работы доставки рецептурных лекарств потребуется несколько лет, поэтому в этом году он не ожидает существенного роста показателей от эксперимента. С ним согласен и директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов, который отмечает, что «нормальную продажу рецептурного ассортимента не разрешили, а пилотный проект, по сути, так и не заработал».

Тем не менее модель потребления у населения сейчас меняется, людям стало удобнее приобретать многие товары (включая лекарства) через интернет, говорит представитель «Аптеки 25». По данным DSM Group, доля онлайн-продаж по итогам января – апреля 2023 г. составила 12,3% против 11,9% годом ранее. Кроме того, по словам Миронова, на этот рынок выходит все большее количество инвесторов, появляются новые игроки, а действующие повышают свою эффективность, поэтому все это также скажется на росте онлайн-продаж.