Минтранс создает цифровую транспортную платформу для обмена данными с БРИКС и ШОС

Ее разработка может обойтись в 1 млрд руб., предупреждают эксперты
В 2022 г. объем российско-китайской торговли вырос до рекорда в $190,27 млрд, а в 2023 г., по оценке премьера России Михаила Мишустина, может превысить $200 млрд/ Илья Наймушин / РИА Новости

Министерство транспорта планирует создать Национальную цифровую транспортно-логистическую платформу (НЦТЛП), которая позволит обмениваться информацией со странами АСЕАН, БРИКС, ШОС и ЕАЭС. Это следует из закупочной документации, которую ведомство разместило на портале госзакупок 29 июня. Пока открытый конкурс объявлен лишь на проведение исследования и планирование будущей системы, на этот этап выделят 57 млн руб., и он должен быть завершен до 20 мая 2024 г.

Создание платформы запланировано в транспортной стратегии до 2030 г. Документ утвержден распоряжением правительства в конце ноября 2021 г., говорится в описании к конкурсу. Цель системы – обеспечение «бесшовной грузовой логистики». Это подразумевает повсеместное использование электронных навигационных пломб, передающих информацию о местоположении транспортного средства (ТС) и обеспечивающих контроль доступа к грузовому отсеку, а также сквозной обмен электронными документами на межгосударственном уровне и создание цифровых площадок заказа грузоперевозок, логистических услуг и услуг электронной коммерции.

В документации закупки говорится, что сейчас отсутствует единая верифицированная и актуальная база по объектам транспортно-логистической инфраструктуры. Также нет единых стандартов документооборота и решений для сквозного мониторинга груза при смене ТС. Есть и сложности с цифровыми сервисами приема, передачи, конвертации документов по стандартам стран АСЕАН, БРИКС, ШОС и ЕАЭС, пишет Минтранс.

При этом в связи с изменением геополитической обстановки – разрывом большинства транспортно-логистических цепочек с европейскими странами, переориентацией экспорта-импорта на Азию и введением механизмов параллельного импорта – платформа переориентирована именно на указанные государства, говорится в документации закупки.

Представитель Минтранса от комментариев воздержался. Представитель ФТС объяснил, что внедрение бесшовной логистики – это одно из ключевых мероприятий по реализации стратегии развития таможенной службы в 2023 г. Эта стратегия предусматривает внедрение «интеллектуальных» пунктов пропуска и электронных навигационных пломб до конца года. Работа на площадках ШОС, БРИКС и АСЕАН нужна для унификации подходов между странами в соответствии с международными стандартами. Это является необходимым шагом, предшествующим заключению международных договоров, пояснил представитель ведомства.

В ШОС особый интерес представляет меморандум о создании единого транзитного пространства на ее территории, говорит представитель ФТС. В БРИКС, по его словам, особо выделяется проект по взаимному признанию институтов УЭО (уполномоченного экономического оператора – юрлица, вовлеченного в международное движение товаров и признанного национальным таможенным органом соответствующим стандартам безопасности Всемирной таможенной организации. – «Ведомости»). Формализация УЭО предполагается в 2023 г., уточнил собеседник.

Одной из задач научно-исследовательской работы будет являться примерный подсчет возможных границ бюджета проекта, обращает внимание гендиректор Simetra Владимир Швецов.

Создать такую систему можно за 1 млрд руб. к 2025 г. при привлечении компетентных разработчиков, добавляет заместитель гендиректора Simetra Дмитрий Петровский. Существует уже большое количество онлайн-платформ, к которым есть возможность подключить собственников ТС, экспедиторов и грузоотправителей, отмечает руководитель транспортной практики Axenix Юлия Шутихина. В таком случае придется дать участникам логистического процесса такие преимущества, которые можно реализовать только на общегосударственном уровне, указывает она. Это, например, прогнозирование потенциальных инфраструктурных проблем, связанных с автодорогами и железнодорожными путями, считает Шутихина.

Отдельные технологические решения, которые будут подключены к платформе, создаваемой Минтрансом, уже внедряются. РЖД с Минтрансом и участниками рынка занимаются цифровизацией сервисов по мультимодальной доставке грузов в формате «авто – железная дорога – порт» с применением электронных перевозочных документов, сообщил «Ведомостям» представитель госкомпании. Сервис позволит заказывать перевозку груза от двери до двери в формате одного окна.

На первом этапе РЖД собирается отработать связку «авто – железная дорога», продолжил собеседник. Для этого компания соединит систему ЭТРАН (электронная транспортная накладная, в которой оформляются все перевозки грузов РЖД. – «Ведомости») с Государственной информационной системой электронных перевозочных документов. Алгоритм подберет варианты исполнения заказа и рассчитает стоимость, а клиенту останется выбрать оптимальный и оплатить его, отмечает представитель РЖД.

«Евросиб» также участвует в обсуждении НЦТЛП, сказал представитель «Евросиб СПб – транспортные системы». По его словам, интересным является опыт китайской платформы Logink, в которой государство задало единые стандарты обмена данными, но платформа не подменяет, а дополняет и связывает IТ-решения участников рынка. Для России огромное значение имеет взаимодействие с Logink, которая не может быть интегрирована с частными иностранными системами, согласна директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова. Поэтому разработка государственной НЦТЛП позволит интегрироваться с китайской платформой, которая уже взаимодействует с основными транспортными рынками, отмечает она. При осуществлении международных перевозок действительно есть необходимость во взаимном признании документов между таможенными органами России, Китая, Вьетнама, Индии по аналогии с практикой ФТС в странах ЕАЭС, указывает представитель Fesco.

В 2022–2023 гг. логистика полностью поменялась и транспортные потоки переориентировались, а сейчас стал понятен список стран, с которыми осуществляется основная торговля, и это как раз ЕАЭС, ШОС, БРИКС, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Даже если предполагать, что в течение года-двух ситуация вокруг Украины разрешится, это не приведет к снятию санкций и восстановлению торговых отношений России с Европой и США, считает он. Логистическая платформа нужна сегодня для обеспечения стабильности и безопасности работы транспортно-логистической инфраструктуры и для интеграции систем документообмена отдельных участников, отмечает он.

Сейчас серьезным барьером является невозможность единой тарификации по автоперевозкам и отсутствие лицензирования перевозчиков и экспедиторов, это затрудняет доступ к единому информационному ресурсу, указывает заместитель гендиректора по автоперевозкам международной транспортно-логистической компании «Траско» Александр Шилинчук. По его словам, наиболее актуальным был бы перевод в цифровой вид системы международных грузовых автоперевозок в части обмена разрешениями между странами. Из-за отсутствия единого цифрового стандарта иногда происходит дублирование передаваемой информации между участниками процесса, добавил представитель ГК «Дело».