Fesco вновь переносит срок сдачи перегрузочного терминала для «Росатома»

Инвестиции в проект во Владивостоке составят 18 млрд рублей
Логистический узел во Владивостокском морском торговом порту планировалось ввести в 2025 г./ Евгений Разумный / Ведомости

Транспортная группа Fesco переносит сдачу Восточного транспортно-логистического узла (ВТЛУ) во Владивостоке на 2027 г. Это следует из сообщения компании по итогам совещания топ-менеджмента с полпредом президента в ДФО Юрием Трутневым, прошедшего 5 июля.

«Fesco совместно с «Росатомом» (в частности, отвечает за развитие Северного морского пути. – «Ведомости») реализует стратегический проект по [строительству] ВТЛУ для перевалки транзитных контейнерных грузов с объемом инвестиций порядка 18 млрд руб. и созданием более 300 рабочих мест. Завершение проекта планируется к 2027 г.», – говорится в сообщении.

Соглашение о создании логистического узла во Владивостокском морском торговом порту (ВМТП, входит в Fesco) группа подписала со структурой «Росатома» – «Атомэнергопромом» на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) в 2021 г. Ввести его планировалось в 2025 г., позже представители компании говорили о вводе уже весной 2026 г.

ВТЛУ должен стать частью проекта «Росатома» под названием «Евроазиатский контейнерный транзит». В его рамках госкорпорация планирует развивать контейнерные грузоперевозки между Восточной Азией и Северо-Западной Европой, в том числе с использованием Северного морского пути (СМП). Для этого на искусственном земельном участке в акватории Владивостока планируется создать два глубоководных причала общей длиной 750 м и глубиной 16,5 м. Они смогут принимать контейнеровозы на 10 000 TEU (эквивалент 20-футового контейнера). Здесь предполагается перегружать контейнеры с океанских контейнеровозов на грузовые суда ледового класса, которые будут ходить по СМП. На ВЭФ в 2022 г. президент Fesco Аркадий Коростелев говорил, что в течение 2023 г. будет готово предварительное технико-экономическое обоснование проекта.

Мощность планируемого терминала по перегрузке контейнеров сравнима с текущей перевалкой ВМТП. Он в 2022 г. стал лидером России по контейнерообороту третий год подряд, сообщала Fesco в январе 2023 г. Объем обработки контейнеров вырос на 1,4% до 768 057 TEU (общий грузооборот ВМТП увеличился на 3,7% до 13,4 млн т).

В Минтрансе переадресовали вопросы в «Росатом». «Ведомости» направили запросы в «Росатом» и Fesco.

Fesco – одна из крупнейших в России транспортных компаний, оперирует активами в портовом, железнодорожном и интегрированном логистическом бизнесе. В управлении компании 30 судов, более 10 000 фитинговых платформ для перевозки контейнеров и более 135 000 контейнеров. Группа в тестовом режиме перевозит грузы по СМП: в июне компания отправила первую партию груженых контейнеров из Петербурга в порт Восточный (Находка), это первый из двух запланированных в этом году рейсов.

Действующие дальневосточные терминалы критически перегружены, поэтому перспективные проекты, в том числе связанные с перевозками по СМП, потребуют создания дополнительных мощностей, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. На начальной стадии реализации проекта его отдельные параметры и конфигурации могут быть уточнены, добавил эксперт.

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что после введения санкций в азиатские страны по СМП будут вывозиться энергоносители и лес, из Азии в Россию пойдут оборудование и товары народного потребления. «Это не только позволит загрузить СМП, но и снизит нагрузку на другие виды транспорта внутри страны, что положительно скажется не только на Восточном полигоне РЖД, но и на других направлениях», – считает он.

Эксперт предположил, что сроки запуска проекта могли быть перенесены из-за изменения приоритетов на востоке страны. «На проекте могли сказаться введенные ограничения – например, потребовалось сменить поставщиков оборудования, что отразилось на сроках», – добавил он.