Узбекистан предлагает удвоить число авиарейсов в Москву и Петербург

Но российским авиакомпаниям сложно будет найти самолеты для паритета с узбекскими конкурентами
Узбекистан стал более популярным направлением после начала СВО: там обосновалась заметная часть беглой российской диаспоры/ Михаил Джапаридзе / ТАСС

Агентство гражданской авиации Узбекистана (Узавиация) предложило авиавластям России расширить авиасообщение между странами. Речь идет об увеличении числа рейсов между Москвой и Ташкентом, а также Санкт-Петербургом и Ташкентом. Об этом рассказал «Ведомостям» источник в одной из российских авиакомпаний. Представитель Минтранса России подтвердил, что предложение о расширении авиасообщения «есть в повестке».

Предлагается внести изменения в межправительственное соглашение между странами, уточняет источник «Ведомостей». По его словам, Узавиация хочет удвоить количество еженедельных рейсов между столицами, увеличив их с 25 до 50, частоты между Санкт-Петербургом и Ташкентом предлагается увеличить с 7 до 14 в неделю с каждой стороны. Сейчас рейсы между Москвой и Ташкентом осуществляют, в частности, «Аэрофлот», Uzbekistan Airways, UTair, Uzbekistan Airways Express, Qanot Sharq и др.

По словам источника «Ведомостей», общее число допусков на полеты между городами России и Узбекистана (полеты сегодня осуществляются также из Екатеринбурга, Казани, Новосибирска, Краснодара) сегодня составляет по 160 в неделю с каждой стороны. В Минтрансе России эти данные не комментируют, но подчеркивают, что решений по поводу расширения авиасообщения между странами «на данный момент не принято».

«Ранее российские авиавласти неоднократно предлагали Узбекистану увеличить число рейсов между столицами. Но Ташкент всегда отказывал. Возможно, там опасались увеличения конкуренции со стороны российских авиакомпаний, которые до пандемии выглядели более привлекательно как по сервису, так и по разлету из базовых аэропортов», – утверждает другой собеседник «Ведомостей» в одной из российских авиакомпаний. Он также считает, что в сложившейся ситуации положительное решение данного вопроса сыграет на руку узбекским авиакомпаниям. У российских перевозчиков, по его словам, недостаточно воздушных судов (ВС), «очищенных» от двойной регистрации, чтобы обеспечить предлагаемую частоту полетов, а другие самолеты власти Узбекистана не допускают в свое воздушное пространство.

Первые санкции из-за СВО на Украине затронули авиацию: в частности, недружественным лизинговым компаниям было запрещено передавать самолеты российским перевозчикам. Часть таких самолетов осталась в России, их перерегистрировали из зарубежных реестров в российский. Но поскольку такую двойную регистрацию многие страны не признали, эти ВС, как правило, не могут совершать международные рейсы.

Представитель Smartavia сказал, что у авиакомпании есть интерес к выполнению полетов в Ташкент, но «в силу известных обстоятельств» (санкции и двойная регистрация бортов, принадлежащих иностранным лизингодателям. – «Ведомости») перевозчик не может выполнять любые международные рейсы.

Представитель Red Wings, которая летает на российских SSJ100, сказала, что компания просила авиавласти выделить им семь рейсов в неделю на направлении Москва – Ташкент. «Ташкент – узловой центр для дальнейшего транзита в Юго-Восточную Азию, куда исторически наблюдается высокий спрос в зимний сезон», – пояснила она. По ее словам, Red Wings пока не летает в Ташкент, но ожидает рентабельности рейсов на уровне 5–7%.

«Ведомости» также направили запросы в «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии», UTair, «Азимут», «Ираэро», «ЮВТ аэро».

В первом полугодии 2023 г. число пассажирских рейсов в Узбекистан из «Шереметьево» выросло год к году на 95%, пассажиропоток – на 89%, говорит представитель аэропорта. Из «Шереметьево» сегодня выполняются рейсы в Ташкент, Самарканд, Бухару, Фергану и Ургенч. Представитель «Внуково» сказал, что аэропорт заинтересован в расширении маршрутной сети. «Ограничений по слотам у нас нет. В указанном направлении уже летают «Азимут», «Победа», UTair, Centrum Air, Qanot Sharq», – пояснил он.

«Пулково» развивает сеть международных рейсов за счет стран Азии, Африки и Ближнего Востока и заинтересован в увеличении частоты полетов в Узбекистан, говорит представитель петербургского аэропорта. «Узбекистан – один из наиболее востребованных зарубежных рынков. Рост пассажиропотока в республику за шесть месяцев 2023 г. составил 34% к аналогичному периоду прошлого года. Наиболее востребованными стали Ташкент (+47%), Самарканд (+212%), Бухара (+64%)», – сообщил собеседник (абсолютные цифры не приводятся).

Представитель «Пулково» уточнил, что с учетом допандемийных показателей пассажиропотока и усилий правительства Узбекистана по развитию туризма к текущему количеству рейсов во все города стран можно добавить еще семь в неделю. Из Петербурга в неделю выполняется 10 прямых рейсов в Ташкент, семь – в Самарканд, по три – в Ургенч и Бухару, по одному – в Термез и Фергану. Полеты выполняют Uzbekistan Airways, Qanot Sharq, «Россия» и UTair.

За последние годы структура пассажиропотока между странами существенно изменилась, отмечает главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. «Раньше трафик между странами был по большей части односторонним – в Россию летали трудовые эмигранты из Узбекистана, теперь в обратную сторону наблюдается растущий турпоток», – говорит эксперт.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев напоминает, что при наличии спроса у российских туристов на международные перелеты предложение на этом рынке ограниченно, трансферный пассажиропоток успешно перехватили Стамбул, Дубай и несколько менее крупных пересадочных узлов. «Побороться за этот рынок – священная обязанность любой страны, авиакомпании которой могут летать по востребованным у россиян направлениям», – полагает он.

Пантелеев добавил, что Минтрансу России следует со своей стороны «выдвинуть требование о максимальном расширении перечня авиакомпаний и ВС, имеющих право на полеты с российской стороны».

Гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий отмечает роль либерализации авиаотрасли в Узбекистане, начавшейся несколько лет назад после смены президента страны. «Многие годы весь авиасектор Узбекистана был объединен в одну структуру, ей принадлежали национальный авиаперевозчик [Uzbekistan Airways], аэропорты и навигация. После прихода к власти Шавката Мирзиёева в республике появилось около пяти авиакомпаний, еще столько же подали заявки на сертификацию», – говорит эксперт. Россия, по его словам, – «самый крупный и маржинальный международный рынок для узбекской авиации». В случае расширения авиасообщения выиграют новые авиакомпании Узбекистана, а также пассажиры, заключает Ланецкий.