Поставки российской дорожно-строительной техники за полугодие выросли на 21%

Этому способствуют рост строительства и слабеющий рубль
В количественном выражении за шесть месяцев 2023 г. отгрузки экскаваторов и трубоукладчиков выросли в 3 раза/ Андрей Гордеев / Ведомости

Российские производители дорожно-строительной техники (ДСТ) в первом полугодии 2023 г. отгрузили на внутренний рынок на 21% больше продукции в денежном выражении, чем за тот же период прошлого года. Всего за первое полугодие было отгружено техники на 37 млрд руб. Общее производство ДСТ российскими заводами за первое полугодие выросло на 31% и составило 44 млрд руб. Эти сведения приведены в статистике ассоциации «Росспецмаш», которая есть у «Ведомостей». Ассоциация собирает данные компаний, выпускающих 80% всей ДСТ в России.

В I квартале 2023 г., по данным «Росспецмаша», рост поставок ДСТ на внутренний рынок был выше – 26% год к году, тогда они составили 17,9 млрд руб.

В количественном выражении за шесть месяцев 2023 г. отгрузки экскаваторов и трубоукладчиков выросли в 3 раза, мини-погрузчиков – на 25%, катков и кранов-манипуляторов – на 21%, фронтальных погрузчиков – на 5%, следует из данных «Росспецмаша». При этом отгрузки автогрейдеров снизились на 38%, экскаваторов-погрузчиков – на 21%, гусеничных бульдозеров – на 15%. Абсолютных цифр по типам ДСТ в статистике нет.

Снижение отгрузок в ряде сегментов ассоциация объясняет резким ростом импорта. «За шесть месяцев 2023 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост зарубежных поставок в Россию в количественном выражении составил 76%. По таким ключевым сегментам, как автокраны, грейдеры, экскаваторы-погрузчики, гусеничные экскаваторы, импорт вырос в разы», – отмечает «Росспецмаш».

На рост в секторе ДСТ влияет несколько факторов, говорит руководитель проектов SBS Consulting Дмитрий Бабанский. «Активно идет строительство, благодаря этому рынок техники восстанавливается. С другой стороны, идет процесс импортозамещения: иностранная техника дорожает на фоне слабеющего рубля – это, в свою очередь, стимулирует местное производство», – рассуждает эксперт.

В России второй год подряд наблюдается высокий уровень бюджетного исполнения комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, отмечала в своем обзоре от 19 июля Sherpa Group. За первое полугодие он составил 50,6%, всего было выделено 82,1 млрд руб. Федеральные расходы на нацпроект «Безопасные качественные дороги» и его бюджетное исполнение по итогам II квартала 2023 г. стали рекордными за все время реализации – 183,1 млрд руб. и 40,5%.

Но «Росспецмаш» традиционно сетует на необходимость выравнять для российских производителей условия конкуренции с иностранными игроками, которые при поддержке своих стран могут продавать технику в России по себестоимости или ниже ее. «Необходимо сформировать механизм увеличения ставок утильсбора (взимается со всей новой и импортируемой техники. – «Ведомости») и их поэтапного роста в отношении [типов] продукции, отечественные производители которой возьмут на себя обязательства по увеличению объема выпуска и рыночной доли», – считает ассоциация.

При этом с 2023 г. ставки утильсбора на ДСТ и спецтехнику и так выросли в 1,2–5 раз в зависимости от вида техники. Для его неофициальной компенсации отечественным производителям предусмотрено 12,5 млрд руб. госсубсидий на этот год, импортерам субсидий не полагается.

Ранее «Росспецмаш» и лизинговые компании подтверждали «Ведомостям» рост импорта ДСТ, прежде всего из КНР. В 2022 г. ввоз китайской техники в Россию вырос на 96% до 174 млрд руб., за I квартал 2023 г. этот импорт составил 74,5 млрд руб., указывалось в презентации ассоциации. Общий импорт ДСТ в январе – апреле 2023 г. увеличился на 23% до $1,7 млрд. При этом, по данным «Газпромбанк-лизинга», более 50% в продажах компании занимала техника из КНР, а самыми востребованными марками в «ВТБ-лизинге» стали китайские (см. «Ведомости» от 30 июня).

На 23%

до $1,7 млрд увеличился в январе – апреле 2023 г. общий импорт дорожно-строительной техники в Россию

Также следует локализовать производство ДСТ из дружественных стран в России, в том числе с применением механизма специнвестконтрактов (СПИК), полагает «Росспецмаш». СПИК – это рамочный инструмент, гарантирующий компании неухудшение условий ведения бизнеса и налоговые льготы в обмен на обязательства по производству продукции в России. Он же является основным критерием подтверждения того, что продукция произведена в нашей стране. Допускать к участию в таких проектах нужно не более двух иностранных производителей по каждому виду машин в зависимости от уровня развития отечественного производства, полагает «Росспецмаш».

Кроме этого лобби машиностроителей считает важным выделять гранты на развитие компонентных производств для ДСТ (не менее 20 млрд руб. на три года), унифицировать базовые агрегаты для российской техники и ввести льготные железнодорожные тарифы на перевозку готовой продукции на восток страны.

Скидка может предоставляться при экономической целесообразности для РЖД – например, при условии увеличения объема перевозок, отмечает представитель РЖД. По его словам, восточное направление сейчас имеет ограничения провозной способности, спрос опережает возможности инфраструктуры. Поэтому введение скидки приведет к прямым непокрываемым потерям доходов, резюмирует собеседник.

По словам Бабанского, для развития критически важных технологических производств разные страны прибегают к субсидированию капзатрат, поэтому для достижения технологического суверенитета будет полезно давать гранты на развитие производства комплектующих.