Восстановление БАМа после паводка займет неделю

Эксперты оценивают объем задержанных грузов в 1–1,5 млн т
Из-за разлива реки Холодной, сообщил Цыденов в своем Telegram-канале, к 2.30 ночи было повреждено 200 м железнодорожного полотна и 10 опор контактной сети/ Павел Львов / РИА Новости

Движение поездов по западной части Байкало-Амурской магистрали задержится на неделю. Именно такой срок, по оценке главы Бурятии Алексея Цыденова, займет восстановление дамбы, размытой 19 августа в Северобайкальском районе. Ориентировочным сроком завершения работ он назвал 26 августа.

Из-за разлива реки Холодной, сообщил Цыденов в своем Telegram-канале, к 2.30 ночи было повреждено 200 м железнодорожного полотна и 10 опор контактной сети. «БАМ размыт! Движение поездов остановлено!» – эмоционально написал глава республики, который в 2012–2017 гг. был заместителем министра транспорта России и курировал, в частности, железные дороги, а до этого возглавлял агентство Росжелдор.

РЖД в своем сообщении 19 августа также связало аварию с «резким подъемом уровня воды в реке Холодная в результате выпадения обильных осадков в Северобайкальском районе». «Произошло частичное разрушение берегоукрепляющей защитной дамбы в районе населенного пункта Холодное с последующим размывом земляного полотна железнодорожного пути», – заявила госкомпания.

По словам Цыденова, на восстановительных работах первоначально было задействовано 120 человек и 24 единицы техники. 20 августа глава региона сообщил, что силы ремонтников увеличены до 226 человек и 64 единиц техники. К 14 часам 20 августа была отсыпана дорога к дамбе и начата отсыпка самой дамбы. РЖД сообщала о направлении на место аварии двух противоразмывных и двух восстановительных поездов, а также 21 вагона с щебнем и платформ со шпалами.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты сочли заявленный недельный срок ремонта реалистичным. «Недельный срок вполне реален. Мне кажется, что там даже есть определенный запас», – говорит президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин. По мнению гендиректора агентства «Infoline-аналитика» Михаила Бурмистрова, обозначенный РЖД срок ремонта «в плюс-минус одну неделю» – релевантный. Но он, по мнению эксперта, потребует уточнения по итогам обследования пути и понимания степени разрушений.

Из-за размыва полотна на участке Нижнеангарск – Холодная Восточно-Сибирской железной дороги прекратилось движение грузовых поездов, сообщает РЖД. Также 19 августа были задержаны два пассажирских поезда дальнего следования, а поезд № 97 Тында – Кисловодск был отправлен до станции Таксимо. Пассажиров, ехавших в Северобайкальский район, размещали в пунктах временного пребывания. Остальных РЖД обещала перевезти в объезд по Транссибу. Поезд № 98 Кисловодск – Тында был остановлен в Северобайкальске и также перенаправлен через Транссиб.

Цыденов считает, что ситуации с разрушением противопаводковой дамбы «можно было избежать». Но этому, по его мнению, помешала «противоречивость законодательства, как бы направленного на защиту Байкала». «Деньги [на укрепление дамбы] по линии Минприроды России были выделены, – написал глава Бурятии. – Но, к сожалению, байкальские ограничительные нормы не позволили провести работы».

БАМ и Транссиб (Восточный полигон РЖД) – единственные железные дороги, связывающие Дальний Восток с остальной частью России. В 2022–2023 гг. полигон приобрел особую значимость: из-за санкций недружественных стран российским экспортерам пришлось перенаправить грузопотоки, ранее шедшие в Европу, на восток – в Китай и другие страны АТР. Как сообщала РЖД, в 2022 г. провозные способности БАМа и Транссиба достигли 158 млн т, а перевозки по Восточному полигону – 148,8 млн т. На 2023 г. госкомпания планировала провезти по БАМу и Транссибу более 160 млн т.

Ключевым экспортным грузом на Восточном полигоне является уголь, прежде всего кузбасский. Как сообщала РЖД, в январе – июле 2023 г. погрузка каменного угля на железной дороге выросла год к году на 1,8% до 207,5 млн т. Погрузка угля в адрес экспортных портов поднялась на 3,8% до 108,5 млн т. Доля угля в общем экспорте через порты по железной дороге составила 54,7%, нефтяных грузов – 21,2%, удобрений – 6,8%, черных металлов – 5,1%, зерна – 3,9%, руды – 1,8%, сообщала РЖД.

Экспортный грузопоток в сторону портов Дальнего Востока за первые семь месяцев года увеличился на 1,9% до 67 млн т. Через морские терминалы Дальнего Востока поставки угля в январе – июле выросли на 4,1% до 55,6 млн т, нефтяных грузов – на 5,2% до 4 млн т.

«Сейчас сложно сказать, какие именно виды грузов не будут вывезены в результате инцидента в Бурятии, – отметил «Ведомостям» Бурмистров. – Но, вероятнее всего, это отразится на вывозе угля». Выпадающие объемы грузов эксперт оценивает в 1–1,5 млн т.

Но Иванкин не считает задержанные грузы «выпадающими»: «Я бы не формулировал это как выпадающие объемы. Это отложенные объемы. Поэтому на итоги III квартала данная ситуация не должна оказать влияния». Эксперт также отметил, что пока «с учетом текущего объема парка вагонов и недельного срока на восстановление фундаментальных факторов влияния на ставку [предоставления вагонов] нет. Хотя эксперт и не исключил «спекулятивные игры по ставке от операторов» вагонов.

Железнодорожные поставки угля в направлении портов Ванино / Советская Гавань «прекращены сроком на семь суток с Красноярской и Западно-Сибирской железных дорог», заявил «Ведомостям» представитель СУЭК. «Компанией в данном направлении переориентируются перевозки угля с регионов, которые не пострадали от ЧС», – говорит он. По словам собеседника, СУЭК ведет работу с РЖД по организации перевозок на Транссибе.

«Ведомости» направили запросы другим крупным грузоотправителям.

Цыденов также еще 19 августа дал предварительную оценку финансовых затрат и потерь от размыва дамбы. «Ущерб для экономики страны от простоя грузов будет исчисляться миллиардами рублей. Плюс расходы на восстановление железной дороги. И нам нашу региональную автомобильную дорогу восстанавливать», – написал глава Бурятии в Telegram-канале.