Российская нефть вытесняет казахстанскую с рынка Узбекистана

Это произошло после формирования премии на казахстанский сорт Kebco
Максим Стулов / Ведомости

Россия и Узбекистан 6 октября заключили соглашения о расширении сотрудничества в области поставок нефти, а также о поставках нефтепродуктов железнодорожным транспортом. Оно было подписано по итогам переговоров в Москве между президентами России Владимиром Путиным и Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым. Объемы предполагаемых поставок не назывались.

При этом за первое полугодие 2023 г., как следует из данных Argus, Казахстан снизил до минимума отправки нефти Ташкенту по железной дороге на фоне роста экспорта в Узбекистан более дешевого российского сырья.

В январе – июне 2023 г. Казахстан поставил в Узбекистан по железной дороге 23 900 т нефти и около 10 000 т газового конденсата, что стало минимальным показателем за историю наблюдений (за какой срок, не уточняется), сообщается в обзоре Argus. Данные Государственного таможенного комитета (ГТК) Узбекистана подтверждают отрицательную динамику поставок, но цифры отличаются. По данным ведомства, в первом полугодии 2023 г. Казахстан снизил поставки нефти в Узбекистан в три раза год к году до 36 400 т.

«В текущем году на этом направлении увеличились комбинированные поставки недорогой российской нефти, что снизило привлекательность импорта из Казахстана», – поясняют динамику аналитики Argus со ссылкой на анонимного трейдера.

Экспорт нефти из России в этом году увеличился за счет поставок «Газпром нефти», которая в марте начала комбинированные отгрузки сырья по системам российской «Транснефти», владеющей всеми магистральными нефтепроводами в стране, и «Казтрансойла» (оператор магистрального нефтепровода в Казахстане). В результате во II квартале 2023 г. транзит российской нефти по трубопроводам через территорию Казахстана в Узбекистан в направлении Ферганского НПЗ (проектная мощность – 5,5 млн т нефти в год) вырос относительно I квартала этого года почти в четыре раза и достиг 37 900 т, сообщал «Казтрансойл» в начале июля.

Поставки российской нефти в Узбекистан идут преимущественно по трубопроводам, перевозки по железной дороге незначительны. По данным российского Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), за шесть месяцев 2023 г. Россия увеличила железнодорожные поставки нефти и нефтепродуктов в эту страну в 5,2 раза год к году до 1,2 млн т. Но из них только 0,6% составила сырая нефть, 28% от объема экспорта пришлось на бензин, 20,8% – на топочный мазут, уточняет руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМа Александр Слободяник. «Ведомости» направили запрос в РЖД.

Поставки из России идут по трубопроводному маршруту Омск – Павлодар – Шымкент (Чимкент на юге Казахстана) – нефтеналивная эстакада Шагыр, далее нефть переливают в цистерны и отправляют в Узбекистан по железной дороге. Прямых трубопроводов для поставок в Узбекистан нет, уточняет аналитик ФГ «Финам» Оксана Лукичева.

Узбекистан в 2023 г. договорился с «Газпром нефтью» о поставке 300 000 т нефти, сообщал в конце апреля начальник главного управления минэнерго Узбекистана Атхамжон Убайдуллаев. В марте этого года «Казтрансойл» сообщал, что планирует поставить в Узбекистан транзитом из России 250 000 т российской нефти. Но уже в августе директор департамента по транспортировке «Казтрансойла» Абай Бейсембаев заявил, что план транспортировки российской нефти в Узбекистан на этот год снижен до 180 000 т. В первом полугодии было поставлено 48 500 т нефти из России, а во втором планируется прокачать 131 500 т.

Увеличение отгрузок российской нефти произошло после того, как казахстанская стала торговаться с премией к Urals. После начала СВО на Украине в 2022 г. и усиления санкций на нефть, которая экспортировалась из Казахстана через российскую инфраструктуру, сформировался дисконт к эталонной Brent (так же, как и на российскую нефть в целом, до $30–35 за баррель). В обзоре Argus ранее поясняли, что нефть, добываемая на месторождениях в Казахстане, поступающая в систему «Транснефти» и смешивающаяся с тяжелой высокосернистой российской нефтью, также экспортируется под брендом Urals.

Казахстанские компании на этом фоне начали предпринимать попытки дистанцироваться от сырья российского происхождения, чтобы поднять цены на свое собственное. Для этого добываемая в Казахстане нефть, которая шла на экспорт в основном по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), была переименована в Kebco (Kazakh Export Blend Crude Oil). После этого на новый сорт сформировалась ценовая премия по отношению к Urals.

Когда Россия поставляла нефть в Узбекистан

В 2014 г. «Газпром нефть» и Ферганский НПЗ, как сообщало Argus Media, договорились о поставках 120 000 т нефти по железной дороге на завод, а фактически было поставлено 111 000 т. В январе 2016 г. российская компания отгрузила лишь одну партию в 20 200 т и затем прекратила поставки. При этом прокачка российской нефти в Узбекистан через казахские нефтепроводы началась только в 2017 г., тогда за год было прокачано 67 900 т. В 2018 г. объем поставок транзитом через трубопроводную систему Казахстана сократился вдвое и составил 36 000 т, в 2019–2022 гг. транзит не осуществлялся.

Экспорт нефти из Казахстана в первом полугодии 2023 г., по данным Argus, сократился в 13,7 раза к аналогичному периоду прошлого года и составил 34 000 т из-за снижения поставок в Узбекистан и приостановки экспорта через порт Батуми в Грузии.

«Ведомости» направили запросы в «Газпром нефть», «Казтрансойл» и Минэнерго России, Казахстана и Узбекистана.

По данным ГМК Узбекистана, страна импортирует 11,5% от своей потребности в нефти и газовом конденсате при объеме собственной добычи в 2,2 млн т, поясняет замглавы экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев. В прошлом году импорт составил 291 000 т. По его словам, узбекские Бухарский и Ферганский НПЗ в основном перерабатывают местное сырье.

Эксперт отмечает, что значимую роль на узбекском рынке традиционно играет Туркмения: туркменский конденсат обычно закупался для переработки на Бухарском НПЗ, но в 2022 г. поставки снизились до 56 000 т (динамику не приводит), отмечает эксперт. Российские компании в предыдущие три года, по его словам, ограничивались малыми поставками нефти в Узбекистан по железной дороге.

Кондратьев также отмечает, что Туркмения является важным поставщиком для Узбекистана не только нефти, но и нефтепродуктов. Но есть нарекания к качеству туркменской продукции, что может позволить российским заводам существенно нарастить присутствие на узбекском рынке даже при более высоких ценах реализации, считает эксперт. В первом полугодии 2023 г., по его данным, Россия экспортировала в Узбекистан 143 000 т бензина Аи-80, 133 000 т Аи-92, а также 12 000 т авиакеросина.

По мнению Кондратьева, транзитные поставки нефти из России в Узбекистан по нефтепроводу не достигнут в этом году плана в 180 000 т. В следующем году все будет зависеть от ситуации на внешних рынках – при высоком спросе на российскую нефть в Азиатско-Тихоокеанском регионе Кондратьев ожидает снижения поставок в Узбекистан.