«Росатом» создал СП с эмиратской DP World для развития Севморпути

Компания должна организовать первую регулярную арктическую контейнерную линию
DP World

«Росатом» вместе с DP World (ОАЭ) 20 октября создали ООО «Международная контейнерная логистика» (МКЛ) для развития Северного морского пути (СМП), сообщила пресс-служба госкорпорации. Уставный капитал новой компании составляет 960 млн руб.

DP World – одна из крупнейших в мире логистических компаний. Компания принадлежит Dubai World, подконтрольной правительству ОАЭ. Оперирует более чем 80 контейнерными терминалами более чем в 40 странах.

По данным «СПАРК-Интерфакса», 51% МКЛ принадлежит «Русатом карго» («дочка» «Атомэнергопрома», входящего в «Росатом»), 49% – у «Ди пи уорлд раша ФЗЕ». Управляющая компания «Русатом карго» – «Глобальный контейнерный сервис», на 99,99% контролируется ООО «Дело-центр», на 0,01% – УК «Дело» (51% принадлежит основателю группы «Дело» Сергею Шишкареву, 49% – «Атомэнергопрому»). В группе «Дело» не ответили на запрос «Ведомостей».

«Сотрудничество «Росатома» с лидером комплексной цифровой логистики DP World направлено на создание первой арктической регулярной линии контейнерных перевозок через СМП. Она повысит устойчивость глобальных цепочек поставок и даст участникам мировой торговли дополнительный эффективный и экологически устойчивый маршрут через СМП», – говорит представитель «Росатома». Госкорпорация намерена привлечь в проект также группу «Дело», Fesco, лидеров логистического бизнеса России с обширным опытом работы в стивидорном бизнесе и транспортно-логистическом направлении.

По словам представителя «Росатома», МКЛ будет выполнять морские контейнерные перевозки через СМП между восточной и западной частью Евразии. Транспортировка будет осуществляться собственными (планируемыми к постройке) судами-контейнеровозами ледового класса. Они наряду с транспортно-логистическими узлами в Мурманской области и Приморском крае станут инфраструктурной основой контейнерной линии, указывает собеседник.

О переговорах «Росатома» и DP World стало известно еще в 2020 г. Предполагалось, что партнеры закажут для СП восемь контейнеровозов арктического ледового класса, которые с 2025 г. начнут перевозки по СМП. Но строительство этих судов пока не началось.

Среди ближайших задач СП – завершение проектирования инфраструктурных объектов на маршруте, уточнение объема инвестиций и графика работ. По оценкам партнеров, пилотный этап проекта обеспечит объем перевозок на уровне 800 000 TEU (эквивалент 20-футового контейнера) в год, добавил представитель «Росатома».

Правительство России наделило «Росатом» полномочиями инфраструктурного оператора СМП в 2018 г. План развития инфраструктуры СМП до 2035 г., разработанный госкорпорацией, утвержден кабмином в 2019 г.

Сейчас навигация в восточном секторе СМП зимой невозможна без ледокольной проводки (толщина льда достигает 3 м). В России эксплуатируется более 40 ледоколов. У «Атомфлота» (в ведении «Росатома») восемь атомных ледоколов, у Росморпорта – более 30 дизель-электрических ледоколов, включая ледокольные буксиры.

Как развивают Севморпуть

СМП должен обеспечить перевозку грузов и товаров для Крайнего Севера, а также экспорт природных ресурсов. В 2022 г. по Севморпути прошло 34,12 млн т грузов. Правительственный план развития СМП до 2035 г. предполагает рост грузопотока в 2024 г. до 80 млн т, в 2030 г. – до 150 млн т, в 2035 г. – до 220 млн т. К 2030 г. планируется наладить круглогодичную навигацию.

Собеседник «Ведомостей», знакомый с деталями проекта развития СМП, говорит, что до начала СВО на Украине госкорпорация заказывала оценку потенциального транзитного грузопотока по СМП, тогда подрядчики оценили его в 400 000–800 000 TEU в год на плече Владивосток – Мурманск. «Но с тех пор ЕС ввел санкции, и теперь совершенно непонятно, что и куда перевозить транзитом через СМП», – подчеркивает собеседник.

Источник в одной из судоходных компаний считает, что с учетом геополитической ситуации СМП сегодня в принципе не предназначен для транзитных перевозок контейнеров. Он также сомневается в том, что страховые компании будут готовы работать с грузами, например с электроникой, которую станут везти при температуре -30 градусов. Но, по его мнению, DP World может быть полезна тем, что у компании есть портовые мощности. «И она может помочь в создании портовой инфраструктуры СМП», – полагает он.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что партнерство с DP World поможет «Росатому» продвигать СМП среди иностранных грузоотправителей и логистических компаний. «Можно констатировать, что работы по формированию транзита сдвинулись с мертвой точки», – полагает эксперт. Планы по перевозке транзитом 800 000 TEU в год (около 6 млн т грузов) по СМП он назвал оптимистичными, напомнив, что в 2021 г. транзит составил 2,04 млн т, что стало рекордом за все последние годы.