Сеть гипермаркетов OBI начала продавать товары на маркетплейсах

Другие крупные игроки на рынке стройматериалов, как правило, работают в онлайне самостоятельно
Максим Стулов / Ведомости

Сеть гипермаркетов строительных материалов OBI начала продавать свои товары на «Яндекс.Маркете». Сейчас, как рассказали представители сторон, там доступна половина ассортимента ритейлера – около 20 000 товаров. Остальные позиции планируется добавить на площадку до конца следующего года. Для OBI такой инструмент продаж позволит расширить географию поставок, говорит представитель сети.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты отмечают, что крупные продавцы строительных материалов предпочитают работать в онлайне самостоятельно, без помощи партнерских сервисов. Об этом, в частности, говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, из достаточно крупных DIY-сетей с маркетплейсами сотрудничает только «Стройландия». На такие площадки в сегменте DIY скорее идут производители или, реже, специализированные ритейлеры с большой экспертизой в конкретной товарной категории, добавляет партнер Cross Insights Борис Овчинников.

Скорее всего, на такой шаг OBI решился в связи с определенными сложностями в развитии, которые начались в прошлом году. В марте прошлого года сеть, принадлежавшая на тот момент немецкой OBI GmbH, на фоне начавшейся спецоперации объявила о прекращении деятельности в России, но российский менеджмент отказался закрывать магазины. Затем в течение года у компании трижды сменился собственник. Сейчас она принадлежит структурам, связанным с группой «Синдика» экс-президента Кабардино-Балкарии и сенатора Арсена Канокова. На фоне этого у компании снизились и финансовые показатели. Совокупная выручка юридических лиц сети по итогам 2022 г. составила 30,3 млрд руб. против 54,9 млрд руб. годом ранее. 

В прошлом году OBI закрыла два гипермаркета – в Омске и Сургуте, а онлайн-продажи компании сильно пострадали после длительной приостановки работы, отмечает Бурмистров. На крупных площадках большие сети могут достаточно эффективно продавать либо товары собственного прямого импорта, либо эксклюзивную продукцию, но OBI не может конкурировать с другими игроками, особенно с индивидуальными предпринимателями и самозанятыми, у которых более щадящий налоговый режим, считает он. Овчинников подтверждает, что сети придется работать «в суперконкурентной среде» маркетплейсов, она будет лишь одним из тысяч продавцов, у многих из которых штат и бизнес-процессы лучше подстроены именно под специфику маркетплейсов.

Товары для строительства и ремонта (DIY) и товары для дома – одни из самых динамичных категорий площадки, говорит представитель «Яндекс. Маркета». По результатам III квартала 2023 г. продажи товаров этой категории совокупно выросли в 2,6 раза по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. По оценкам Infoline, в 2022 г. маркетплейсы стали драйвером продаж DIY-товаров. Их совокупные продажи в категории выросли в два раза и составили больше 150 млрд руб.