Продавцы сумели нарастить доходы на маркетплейсах почти в 1,5 раза

Это связано с тем, что расширяется аудитория и ассортимент площадок
Андрей Гордеев / Ведомости

Средняя выручка российских предпринимателей, продающих свои товары на маркетплейсах, выросла почти на 40% в 2023 г. и составила 761 968 руб. в месяц. В прошлом году этот показатель составлял 546 701 руб. Об этом говорится в совместном исследовании «Яндекс Маркета» и сервиса «Точка маркетплейсы». При этом больше всего селлеров относительно общего числа предпринимателей, проживающих в регионе, оказалось в Калмыкии (34%), Ненецком АО (20,7%) и Мордовии (20,5%). Среди московских предпринимателей лишь 16,6% занимаются онлайн-торговлей, говорится в исследовании.

В ходе исследования аналитики проанализировали средние обороты более 100 000 продавцов, размещающихся на Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркете», «Мегамаркете», Kazan Express и AliExpress в III квартале 2023 г., и сравнили их с аналогичным периодом прошлого года. По данным экспертов, в 2023 г. 71% селлеров (в 2022 г. – 75%) торговали только на одной площадке, на двух работало около 22% селлеров (в 2022 г. таких было 19%). На трех или четырех площадках одновременно работает менее 10%.

«Мы наблюдаем, как выручка селлеров растет от года к году. Это связано с тем, что аудитория маркетплейсов и объемы реализации товаров расширяются за счет развития пунктов выдачи и обострения конкуренции маркетплейсов», – объясняет СЕО сервиса «Точка маркетплейсы» Константин Канивец.

По оценкам Data Insight, объем рынка e-commerce в 2022 г. составил 5,7 трлн руб., а в текущем году вырастет более чем на 45% и подойдет близко к отметке в 8,5 трлн руб.

Объем рынка e-commerce за 2022 г. составил около 5 трлн руб., писали «Ведомости» в начале ноября. Около 50% продавцов имеют оборот менее 100 000 руб., 24% – от 100 000 до 500 000 руб., еще около 24% – от 500 000 до 15 млн руб., 1,67% имеют оборот свыше 15 млн руб. Порядка 47% от этой суммы составляет оборот маркетплейсов (в общую сумму также входят, например, сервисы доставки еды). С учетом комиссии маркетплейсов в среднем в 15% оценка доходов продавцов составила порядка 1,7 трлн руб. по итогам 2022 г., если учитывать только непродовольственный ритейл, отмечал тогда президент АКИТ Артем Соколов.

«Калмыкия, Мордовия, Ненецкий АО – это регионы, где слабо развито малое предпринимательство, и в значительной степени его развитие связано именно с маркетплейсами. Москва же – это город с сильно развитым малым бизнесом, в таких регионах существенно меньше рыночных ниш, в которых можно работать», – объясняет гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его оценкам, объем онлайн-продаж материальных товаров за девять месяцев 2023 г. вырос примерно на 46,7% до 5 трлн руб. «Если говорить именно про III квартал, то там темпы роста онлайн-продаж материальных товаров в России выросли примерно на 51% и составили 2,4 трлн руб.», – добавил он.

По данным «Infoline-аналитики», общий оборот селлеров за первое полугодие 2022 г. и аналогичный период текущего года на Ozon составил 255 млрд и 549 млрд руб. соответственно, на Wildberries – 466 млрд и 940 млрд руб., на «Яндекс Маркете» – 77 млрд и 131 млрд руб. Количество активных продавцов (совершивших хотя бы одну сделку за последние 12 месяцев) на Ozon увеличилось с 270 000 до 550 000, на Wildberries – с 600 000 до 1,1 млн, на «Маркете» – с 59 100 до 114 700, подсчитали в «Infoline-аналитике».

Больше трети (36%) покупок на «Яндекс Маркете» в III квартале 2023 г. было совершено в категориях «Электроника и бытовая техника», уточнил представитель маркетплейса. На 2-м месте – товары повседневного спроса с долей в 34%. При этом самой быстрорастущей категорией стал раздел «Одежда и обувь», количество продаж в котором выросло за два года в 3,5 раза, добавил он.

​​Представитель Ozon сообщил, что по итогам девяти месяцев 2023 г. продажи продавцов на Ozon суммарно увеличились в 2,3 раза год к году и превысили 900 млрд руб. При этом обороты небольших продавцов за год росли сильнее – в среднем в 8,5 раза. Представитель Ozon уточнил, что рост обеспечен за счет расширения логистической инфраструктуры маркетплейса и сокращения сроков доставки до покупателя.

В 2022 г. на «Авито» быстрее всего выросло число средних компаний (+70% к 2021 г.), а в 2023 г. больше всего новых продавцов было зарегистрировано в сегменте малого бизнеса, рассказал представитель площадки. Сейчас продажи на «Авито» развивает более 30 млн частных и корпоративных продавцов, добавил он. В ряду причин представитель площадки отметил оптимизацию административных расходов и стоимости продвижения, возможности для выхода в соседние регионы или на федеральный уровень.

Представитель AliExpress отказался от комментариев. Представители Wildberries, «Мегамаркета» и Kazan Express не ответили на запрос «Ведомостей».