В России в 2024 году темпы установки заправок для электрокаров вырастут вдвое

Сейчас при пересчете их оказалось на 16% меньше, чем ожидалось ранее
Алексей Орлов / Ведомости

В России планируется ввести в эксплуатацию в 2024 г. 1437 быстрых (50 и более киловатт) электрозарядных станций (ЭЗС) для электромобилей. Об этом «Ведомостям» рассказал профильный заместитель министра экономического развития Максим Колесников. Это более чем в 2 раза превышает фактические объемы ввода быстрых зарядок в 2023 г.

Также в наступившем году планируется ввести 3206 медленных ЭЗС (до 50 кВт), добавил замминистра. В 2023 г. планировалось запустить в эксплуатацию 659 быстрых и 2163 медленные зарядки, но в итоге план по быстрым ЭЗС был увеличен на 38 шт. из-за включения в проект по созданию инфраструктуры для электрокаров трех новых пилотных регионов, пояснил Колесников. Речь идет о Красноярском крае, Ярославской и Курской областях. Проект курирует первый вице-премьер Андрей Белоусов.

Государство в рамках федеральной программы субсидирует установку быстрых ЭЗС: компенсируется до 60% стоимости зарядной станции (но не более 1,86 млн руб.) и до 30% (до 900 000 руб.) от затрат на техприсоединение к электросети. В 2022 г. в России, по данным Минэкономразвития, было установлено 439 быстрых и 783 медленные зарядки.

Планы правительства в части создания зарядной инфраструктуры для электромобилей регламентированы концепцией по развитию электротранспорта на период до 2030 г. Документ был утвержден в августе 2021 г. и предполагает на первом этапе (2021–2024 гг.) запуск в эксплуатацию 9400 ЭЗС, не менее 2900 из которых будут быстрыми. В рамках этого этапа также должно быть выпущено не менее 25 000 электротранспортных средств.

В декабре 2023 г. аналитическое агентство «Автостат» и сервис по поиску зарядок 2Chargers пересчитали количество публичных ЭЗС в стране. По их данным, на 14 декабря общее количество таких зарядок в России составляло 3783 шт. При этом еще в середине прошлого года 2Chargers считал, что в стране около 4500 электрозаправок.

Такое расхождение возникло из-за того, что в отчете «Автостата» фигурируют только публичные зарядные станции, данные которых отслеживает сервис, объясняет разработчик приложения 2Chargers Александр Кузнецов. Частные зарядки и розетки, которые также показывает приложение, не вошли в декабрьский отчет, отметил он. Кроме того, в последнее время стало появляться много новых провайдеров публичных зарядок. Это, по словам Кузнецова, создало «некоторую путаницу» при регистрации в их системах действующих ЭЗС.

Парк электрокаров и подзаряжаемых гибридов в России на 1 июля 2023 г. составлял 32 700 шт. (последние доступные данные). При этом за весь минувший год россияне купили 14 089 электромобилей – почти в 5 раз больше, чем в 2022 г., следует из данных «Автостата». Самой популярной маркой стал китайский Zeekr, его продажи в 2023 г. выросли в 169 раз до 3724 машин. На 2-м месте расположился Evolute – эти электрокары из китайских машинокомплектов Dong Feng собирает липецкий «Моторинвест». За прошлый год было куплено 2020 таких электрокаров (рост год к году в 8 раз).

У 64% опрошенных «Автостатом» владельцев электрокаров есть домашняя зарядка. В 72% случаев они заряжают свою машину дома, в 28% – на общественной ЭЗС. При этом на одну публичную заправку в России приходится в среднем по девять электрокаров, что соответствует мировым показателям, говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.

Для города это действительно неплохой показатель, соглашается председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева. Но в России в отличие от Европы даже в рамках городской агломерации речь может идти о больших расстояниях, поэтому на начальных этапах становления электродвижения зарядная инфраструктура должна распространяться опережающими рынок электромобилей темпами, считает она.

Минэкономразвития говорит в основном о федеральной программе по субсидированию создания инфраструктуры для электромобилей, но никто не отменял установку зарядок частными инвесторами без всякой поддержки, продолжает Гордеева. По ее словам, они могут добавить еще 20% к тем планам по зарядкам, которые есть у министерства. Нельзя забывать и установку медленных станций – например, застройщиками в новых домах, отмечает эксперт.

Продажи электромобилей в 2024 г. будут расти темпами, опережающими рынок машин с двигателем внутреннего сгорания, полагает Удалов. По его словам, подрастет и доля подзаряжаемых гибридов, поскольку официальные импортеры из КНР будут активно привозить в Россию такую технику. Согласно базовому прогнозу «Автостата», продажи новых легковых машин в этом году вырастут на 18% до 1,25 млн шт.