ОПЕК оценила влияние атак на инфраструктуру в Балтике

Они стали одной из причин подорожания бочки Brent
MOHAMMED HUWAIS / AFP

Сохраняющаяся геополитическая напряженность и повышение рисков для поставок нефти в Восточной Европе после атак на экспортную инфраструктуру в Балтийском море увеличили премию за риск на рынке и укрепили цены на сырье. Об этом говорится в докладе ОПЕК от 13 февраля.

Авторы доклада отмечают, что в январе 2024 г. спотовые цены на нефть перешли к восстановлению после трех месяцев падения. Благоприятные условия для их укрепления сложились в результате ослабления спроса на фьючерсы, поясняется в обзоре (значения котировок ОПЕК не указывает).

По данным минэнерго США, спотовые цены на нефть марки Brent выросли со 2 по 30 января на 10,4% до $84/барр. Но в начале февраля котировки вновь опустились ниже $80/барр., и 6 февраля (последние доступные данные) бочка Brent торговалась по $79,3/барр. При этом в докладе ОПЕК обращает внимание на то, что спотовые цены росли быстрее стоимости фьючерсов на нефть. Апрельские фьючерсы на Brent на бирже ICE со 2 по 30 января подорожали на 8,8% до $82,5/барр. 13 февраля фьючерсы стоили $82,6/барр. после просадки до $77,3 в начале месяца.

Премия за риск, устанавливаемая трейдерами, в январе этого года составила около $4,5/барр., оценивает аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко.

Одним из факторов роста цены на нефть, по мнению ОПЕК, стали атаки на объекты российской инфраструктуры в Балтийском море. В ночь на 18 января средства ПВО России сбили украинский беспилотник над территорией Ленинградской области. По данным источника ТАСС, его обломки упали на территории Петербургского нефтеналивного терминала. Представитель предприятия сообщал тогда, что терминал «работает в штатном режиме». Затем в ночь на 21 января начался пожар на заводе «Новатэка» по переработке газового конденсата в Усть-Луге, из-за которого в порту на три дня приостановили работу терминала по перевалке нефтепродуктов. Представитель «Новатэка» пояснял, что пожар начался после «внешнего воздействия» (что именно стало причиной, не уточнялось).

Среди других факторов, повлиявших на динамику спотовых цен на нефть в январе, ОПЕК называет перебои с поставками в различных регионах мира, особенно в Атлантическом бассейне. Проблемы с отгрузками возникли после объявления о форс-мажоре на нефтяном месторождении Эль-Шарара в Ливии, добыча на котором приостанавливалась на 18 дней из-за забастовок жителей региона Феццан на юго-западе страны. Кроме того, на фоне экстремальных холодов добыча нефти в Северной Дакоте (США) сократилась вдвое (на 650 000 барр./сутки).

Спотовые цены росли также на фоне увеличения спроса из-за улучшения рентабельности переработки на НПЗ в Азии и на побережье Мексиканского залива в США (маржинальность выросла на $5 к декабрю 2023 г. до $20,3/барр. к WTI вслед за ростом цен на моторное топливо). Аналитики ОПЕК также обращают внимание на значительное сокращение коммерческих запасов нефти в США в январе этого года. В странах ОЭСР в декабре 2023 г. коммерческие запасы сырья, по данным ОПЕК, снизились на 14 млн барр. год к году и составили 2,8 млрд барр. Это сигнализировало о сильных фундаментальных показателях спроса и предложения, усиливая позитивные настроения участников рынка, говорится в докладе.

В докладе ОПЕК подчеркивается, что более высокий рост спотовых цен, чем фьючерсных, говорит о «здоровом физическом рынке сырой нефти».

Проблемы с экспортной инфраструктурой в России в меньшей степени влияли на цены на нефть в январе, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Одной из главных причин роста цен в январе 2024 г., которую не называет ОПЕК, стала эскалация конфликта на Ближнем Востоке и увеличение риска втягивания в вооруженное противостояние Ирана, полагает Дудченко.

Последний виток эскалации на Ближнем Востоке связан с атаками США и их союзников на проиранское движение «Ансар Аллах» (хуситы). Движение с ноября 2023 г. перехватывало суда, идущие в Израиль или связанные с ним, из солидарности с движением «Хамас» в секторе Газа. С середины января 2024 г. США и их союзники регулярно осуществляют ракетно-бомбовые удары по городам Йемена, которые контролируют хуситы.

На этом фоне трафик через Суэцкий канал сократился более чем наполовину, а рост средней стоимости фрахта составил около 50%, отмечает Дудченко. Все остальные факторы роста цен на нефть были второстепенными, считает старший аналитик «БКС мир инвестиций» Рональд Смит.

Дудченко также обращает внимание на действия стран ОПЕК+. По его мнению, картель взял паузу после последнего решения о сокращении добычи нефти и пока делает ставку на то, что рынок через какое-то время восстановится.

По прогнозу Смита, стоимость Brent в 2024 г. в среднем будет находиться на уровне $80/барр. Дудченко ожидает, что нефть Brent в I квартале этого года на споте будет торговаться в коридоре $80–81/барр., при этом средняя цена российской нефти Urals может остаться в пределах $67–68/барр. Смит отмечает, что дисконт на Urals к цене Brent к концу 2024 г. сократится до $10/барр. По мнению Юшкова, нефть Brent в I квартале будет стоить $80/барр. в случае отсутствия прямого столкновения США и Ирана. Urals в этих условиях будет торговаться по $70–71, добавляет он.