Москва оказалась лидером в Европе по дешевизне каршеринга

Столица сохраняет мировое лидерство по объему парка, но ее может потеснить Пекин
Евгений Разумный / Ведомости

В Москве оказался самый низкий ценник на каршеринг среди 35 европейских столиц, данные по которым собрали «Ведомости». Минута поездки обходится москвичам от 9,5 руб., или $0,1. В среднем в Европе цена минуты составила $0,24.

У российской столицы также самый большой автопарк каршеринга в мире, который достиг к февралю 2024 г. 34 000 автомобилей, сообщил представитель департамента транспорта города. В частности, у «Делимобиля» 14 000 машин, у «Ситидрайва» – 9000, у «Яндекс драйва» – 7500, а у BelkaCar – 3500. В начале 2022 г. этот парк насчитывал 27 800 автомобилей, т. е. он вырос за два года на 22%.

По данным дептранса, в 2023 г. москвичи совершили 51 млн поездок, а число зарегистрированных пользователей превысило 1,5 млн. В парке нет ни одного автомобиля ниже экокласса «Евро-5», а средний возраст машины составляет 1,5 года, отметили в дептрансе. Каждый день один автомобиль арендуют в среднем 5–6 раз.

После Москвы низкими ценниками в Европе отличились Минск ($0,11 за минуту), Ереван ($0,15), а также Берлин и Дублин ($0,16). Самый дорогой каршеринг оказался в Брюсселе, Берне и Стокгольме (в среднем от $0,35 до $0,48 за минуту).

Дешевый и доступный

Если сравнивать столицы по уровню доступности краткосрочной аренды автомобилей, т. е. с учетом уровня зарплат, то и в этом случае Москва будет в верхних строчках рейтинга (8-е место из 35). Средняя зарплата москвичей после уплаты НДФЛ в 2023 г. была $1305 в месяц, что при среднем поминутном тарифе в $0,1 позволяло оплатить 208 часов каршеринга.

Доступнее всего каршеринг оказался в Берлине (360 часов), Лондоне (359) и Дублине (355). Аутсайдером оказался Киев, где средняя зарплата в 2023 г. была примерно $579, а каршеринг стоил от $0,3, что позволяло гражданам оплатить лишь 32 часа услуг. Также скромные показатели продемонстрировали Тбилиси (41 часов) и Кишинев (51), следует из данных местных операторов и оценки уровня зарплат порталом Numbeo.

Среди мировых столиц Москву по дешевизне каршеринга опережает Токио, где средняя стоимость минуты поездки всего около $0,1. Близок к московским ценникам и Пекин – $0,11. Исходя из доходов в этих городах житель Токио может позволить себе 473 часа поездок в месяц, а житель Пекина – около 260 часов. Один из мировых лидеров – Нью-Йорк с показателем в 575 часов.

Парковое лидерство

Первый оператор каршеринга появился в Москве в 2012 г., а уже в 2018 г. столица оказалась на 2-м месте в мире по размеру парка, который тогда составил 16 500 машин и уступал лишь токийскому (19 800 машин), писал Bloomberg со ссылкой на исследования Frost & Sullivan.

В 2020 г. Москва вышла на 1-е место и с тех пор остается мировым лидером по объему парка. У Токио в 2023 г. было 25 000 машин, а 3-е место занимал Пекин с 17 000 автомобилей, говорится в исследовании Б1.

Лидерство Москвы связано с высокой численностью населения и плотностью жилой застройки, что является идеальными условиями для развития каршеринга, отметил в беседе с «Ведомостями» один из авторов исследования Б1 Павел Францишко. Также этому способствует высокий уровень развития современных интернет-сервисов в столице. Постепенно инициативу подхватят и другие крупные российские города, считает эксперт.

Тем не менее в Китае рост парка может быть стремительнее, говорит Францишко. В Китае похожий формат жилой застройки – многоэтажные дома и высокая плотность населения в крупных городах. До COVID-19 каршеринг там развивался очень быстро, но после введения жестких антиковидных ограничений многие игроки не выдержали простоя. «Сейчас ограничений нет, а рынок имеет большой потенциал», – подчеркнул Францишко.

В развитых европейских странах рынок также продолжит расти, хотя и не такими темпами, считает эксперт. На первом месте у них стоит экологическая повестка, которую каршеринг позволяет реализовать за счет снижения парка автомобилей, сокращения объема выхлопов и загруженности дорог.

Ожидания роста

Борьба с пробками и загрязнением воздуха были одними из главных стимулов развития каршеринга правительством Москвы. По статистике один прокатный автомобиль заменял 15 личных, что позволяло улучшить дорожную обстановку. Серьезным стимулом использовать арендованный автомобиль стала бесплатная парковка для каршеринга на фоне существенного роста ее стоимости для личных автомобилей, особенно в центре города.

«Сейчас мы планируем активно развивать электрокаршеринг. Один автомобиль каршеринга в среднем арендуют 5–6 раз в сутки, а если это электрические машины, то вклад в экологию еще больше», – рассказал «Ведомостям» представитель дептранса Москвы. Для этого город активно создает условия: с каждым годом растет сеть городских электрозарядных станций. А завод «Москвич» подписал с «Яндексом» один из крупнейших в мире контрактов на поставку электромобилей.

Как считались расценки

Для сопоставимости данных бралась стоимость одной минуты поездки в пятидверном автомобиле эконом-класса у нескольких крупных операторов краткосрочной аренды авто. Рассматривался базовый тариф, т. е. без учета скидок при подписке на пакет услуг. Часто в Европе тарифы предполагают отдельную оплату минут и километров. Для пересчета с учетом километража принималось, что средняя скорость движения составляет 35 км/ч.
Все нюансы тарификации учесть непросто, поэтому приведенная оценка скорее отражает минимальный порог, т. е. реальные цены в Европе выше. Например, в ирландской столице потребуется доплатить за подключение к сервису, которое в Москве бесплатно. Кроме того, автомобили с автоматом обойдутся дороже механики, тогда как в российской столице весь парк в каршеринге имеет такую коробку передач. Но есть особенности и в Москве: чем ближе идти до автомобиля, тем выше алгоритмы сервисов могут поднять стоимость поездки.

В 2023 г. российский рынок каршеринга показал рост оборота год к году с 33 млрд примерно до 44 млрд руб. (+33%), оценивал Б1. В 2024 г. темпы роста могут ускориться до 41% – до 62 млрд руб. Аналитики связывают это также с ростом стоимости владения личным автомобилем и подорожанием такси.

Как рассказал «Ведомостям» представитель «Ситидрайва», автопарк компании за последний год увеличился на 40% и насчитывает 15 000 машин. Сервис представлен пока только в трех городах России: Москве, Санкт-Петербурге и Сочи. И в 2024 г. компания пока не планирует выходить в другие города.

BelkaCar намерена расширяться в 2024 г. и продолжить экспансию в российские города-миллионники, говорит представитель компании. Он пояснил, что в компании делают акцент на популярных туристических направлениях. В 2018–2021 гг. BelkaCar расширялась за счет Краснодарского края, а в 2023 г. вышла в Петербург, Казань и Калининград. Выручка компании удвоилась за два года: в 2020 г. она была 2,4 млрд руб., а в 2022 г. составила 5,5 млрд руб. Данных за 2023 г. пока нет.

У «Делимобиля» в 2017 г. было 2000 автомобилей, а на конец сентября 2023 г. уже 24 200. Компания ранее сообщала и об увеличении своей выручки: за девять месяцев 2023 г. она достигла 14,5 млрд руб., что на 31% больше, чем за тот же период предыдущего года. «Спрос на каршеринг подстегивается ростом стоимости покупки и содержания личного автомобиля. При этом развитие каршеринга в городах позволяет снижать трафик, улучшать транспортную доступность и повышать уровень экологичности российских городов», – отметил представитель «Делимобиля».

Рынок каршеринга будет активно развиваться, несмотря санкции и замену европейских машин китайским автопромом, говорит научный руководитель Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. По его мнению, будущее каршеринга за пилотными технологиями, когда клиенту не нужно идти к автомобилю, а он сам к нему подъезжает. «Это обсуждается по крайней мере последние лет 15, и технически большинство автопроизводителей готовы сделать это сегодня. Когда мне не надо будет еще пешком ходить за свободным каршеринговым автомобилем, это будет очень заметный прогресс», – подчеркнул ученый.