Одна из старейших виноделен России может заняться выпуском водки

Этот напиток пользуется стабильным спросом у россиян
Виталий Тимкив / РИА Новости

Кубанский производитель вин «Фанагория» 4 марта 2024 г. получил декларацию о соответствии (этот документ подтверждает соответствие продукции техническим регламентам ЕАЭС и национальным стандартам России) на «водку особую». Информация об этом указана из данных Росаккредитации, с которыми ознакомились «Ведомости». Действовать декларация будет до 3 марта 2027 г. До этого «Фанагория» выпускала только тихие и игристые вина, чачу, коньяк. В компании на запрос не ответили.

Регистрация такой декларации может свидетельствовать о желании заявителя выпустить водку в обращение, сообщил «Ведомостям» представитель Росаккредитации. По его словам, «Фанагория» предоставила образец своей продукции в аккредитованную испытательную лабораторию (испытательный лабораторный центр Новороссийского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в Краснодарском крае) из уже произведенной партии, что подтверждается протоколами. Причем декларирование осуществлялось по схеме, предназначенной для алкогольной продукции, выпускаемой серийно, подчеркнул собеседник.

Без декларации соответствия невозможно производить, импортировать, экспортировать и реализовывать крепкие алкогольные напитки ни в пределах Таможенного союза ЕАЭС, ни на территории России, поясняет директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский.

Согласно требованиям ГОСТа, «водка особая» – это продукция крепостью от 40–45%, добавляет он. Такой напиток должен иметь мягкий вкус и характерный водочный аромат без специфических ароматов, добавляет юрист адвокатского бюро Asterisk Софья Волкова. Виноградная водка (т. е. чача) не относится к «водке особой» – это отдельный вид алкогольного напитка, который получают из винограда, подчеркнула она.

Расширение ассортимента таким продуктом, как водка, довольно логично для производителя алкогольных напитков, отмечает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. До «Фанагории» на аналогичный шаг пошла группа «Абрау-Дюрсо». Компания, специализирующаяся на производстве игристых вин, с 2023 г. начала производство водки.

Водка – классический русский напиток, спрос на который в нашей стране всегда будет сохраняться, указывает Дробиз. В 2023 г. в России купили 75,6 млн дал водки, по статистике Росалкогольтабакконтроля. Это на 0,8% меньше, чем в 2022 г., но это незначительное падение в рамках погрешности, добавляет владелец брендингового агентства Kaufman Станислав Кауфман. Сейчас доля водки на рынке крепкого алкоголя составляет 65%, поясняет он. На всем рынке водка занимает порядка 22%, в то время как вино – 14%, добавляет Дробиз. Розничные продажи тихих вин по итогам прошлого года составили 56,5 млн дал (на 5,8% больше уровня 2022 г.), шампанского – 21,7 млн дал (на 8,3% больше).

Затраты на запуск производства водки оценить затруднительно, говорит Дробиз. Это будет зависеть от ряда факторов, в том числе будет ли под эти цели строиться отдельное предприятие и проч., объяснил эксперт.

«Фанагория» – одно из старейших винодельческих предприятий России полного цикла. История компании началась в 1957 г., когда был основан Сенновский винзавод. В 1960-х гг. предприятие считалось крупнейшим в СССР и вторым в Европе по объемам производства виноградного сока.

Сейчас общая площадь виноградников «Фанагории» превышает 4000 га, а емкость резервуаров для производства тихих вин составляет 36,8 млн л (это позволяет компании ежегодно перерабатывать 30 000 т винограда). В год производитель выпускает около 2 млн дал алкогольной продукции.

Доля «Фанагории» на рынке тихих вин, по собственным подсчетам компании за 2018 г. (более поздних данных нет), составляла 6,7%. В 2022 г. выручка «Фанагории» по РСБУ составила 5,7 млрд руб., чистая прибыль – 1,3 млрд руб., по данным «СПАРК-Интерфакса».