Путевки в детские лагеря Краснодарского края выросли в цене

На это влияют транспортные затраты и стоимость питания
Макс Ветров / РИА Новости

В Российском союзе туриндустрии (РСТ) зафиксировали повышение стоимости путевок в коммерческие детские лагеря по России в этом году в среднем от 5 до 12%, сообщила «Ведомостям» руководитель комиссии РСТ по детскому отдыху и активному туризму, генеральный директор туроператора «Диал-тур» Татьяна Иванова. Эти оценки подтвердили еще в трех компаниях, занимающихся организованным детским отдыхом на коммерческой основе.

Но, по данным статистического среза, проведенного РСТ, сильнее всего выросла стоимость путевки в Краснодарский край (это в том числе курорты Черноморского побережья Кавказа). Повышение цены размещения в среднем составляет 20–30%, а если прибавить подорожавшую транспортировку (авиатранспортом или по железной дороге), то стоимость поднялась до 100 000 руб. за путевку, посчитали в союзе.

Сейчас, в начале активного бронирования летнего отдыха, стоимость 21 дня в лагерях в Краснодарском крае доходит до 120 000 руб. (максимально), средняя цена – около 70 000 руб. (без учета транспорта, в том числе трансфера, добавляющего еще 17 000–22 000 руб. в зависимости от региона), подтверждает руководитель туристической компании «Ника-М» (работает с 30 лагерями в Анапе, Геленджике, Туапсе и Сочи) Дмитрий Саржанов. Годом ранее самые дорогие путевки стоили около 100 000 руб., а в среднем – 55 000–65 000 руб. Если раньше до трети детей пользовались авиатранспортом, то теперь большинство – поездами, а остальные прилетают в Сочи или в Кавказские Минеральные Воды, откуда их надо перевозить до места назначения, добавляет он.

По-прежнему закрыты 11 аэропортов юга страны, в том числе в Анапе, Геленджике, Краснодаре, Симферополе, Ростове-на-Дону, что осложняет поездки на российский юг, напоминает вице-президент РСТ Дмитрий Горин. По его словам, транспортная составляющая путевки в детский лагерь может доходить до 50%. Но сюда также включаются расходы на автобусные экскурсии, которые подорожали на 30–40% из-за инфляции, повышение стоимости топлива и обслуживания автобусов, добавляет он.

Увеличение цен на путевки в Московской области составляет в среднем 10–12%, по данным РСТ. В среднем за лагерь эконом-класса в Подмосковье родители отдадут от 50 000 до 60 000 руб. за 14 дней, за лагерь в среднем ценовом сегменте – от 65 000 до 80 000 руб., а отдых в элитных лагерях с качественной программой стоит порядка 100 000 руб. на ребенка. Цены на путевки в Ленинградской области составляют до 80 000–90 000 руб., по расчетам союза.

Во многом рост цен связан с резко подорожавшей транспортировкой (детей до лагеря, а также грузоперевозок продуктов и т. д. – «Ведомости»), поясняет Иванова. «Стоимость железнодорожной перевозки повысилась на 20%, также подорожало горячее питание для детей в дороге на 25%, соответственно, железнодорожный пакет увеличился на 20–25%, что сказалось на стоимости путевок для детей из регионов», – утверждает она.

Нормативы разрешают перевозить группы детей в плацкарте и купе, при этом тарифы на плацкарт в поездах дальнего следования устанавливает Федеральная антимонопольная служба (ФАС). С 1 декабря 2023 г. эти тарифы проиндексированы на 10,75%, кроме того, в пиковые сезоны спроса (в том числе летний период) устанавливаются дополнительные наценки, пояснил «Ведомостям» представитель Федеральной пассажирской компании (ФПК, структура РЖД, занимающаяся перевозками в дальнем следовании). Эту индексацию подтвердил и представитель ФАС. Он добавил, что в службу обращений о подорожании путевок в детские лагеря не поступало.

Например, стоимость проезда пассажира (ребенка/школьника) с учетом платы за постельное белье на направлении Москва – Адлер в 2024 г. увеличилась к аналогичному периоду 2023 г. на 10,75–13,8% в зависимости от индекса гибкого графика регулирования тарифов и составляет от 1603,3 руб. на ребенка до 10 лет и 2201,3 руб. старше 10 лет, отметил представитель ФПК. Стоимость питания при этом выросла на 15% (из-за общего роста цен на продукты питания), в связи с чем рост общей стоимости проезда (проезд и питание) отмеченной РСТ категории пассажиров в 2024 г. не превысит 14%, говорит он.

При этом тарифы на СВ, купе и люкс ФПК устанавливает сама по согласованию с ФАС, их стоимость обычно выше, чем у плацкарта.

Саржанов добавляет, что также серьезно подорожали продукты питания и выросли расходы на персонал, а кроме того, в последние два года из-за роста цен на стройматериалы существенно увеличились траты на ремонт лагерей.

Всего, по данным РСТ, в России в 2023 г. было 2280 стационарных оздоровительных детских лагерей (не считая профильных, например спортивных, а также палаточных и лагерей дневного пребывания). Всего в 2022–2023 гг. в стране, по данным Росстата, было 17,7 млн школьников. Из них в детских оздоровительных лагерях отдохнуло 3,6 млн человек, еще 1,6 млн детей ездили в лагеря по социальной программе поддержки в связи с трудной жизненной ситуацией. В муниципальных лагерях рост цен в текущем сезоне составляет 4,5–5%, по данным РСТ.

Представитель Минэкономразвития сообщил, что ведомство отвечает только за туризм в целом, там перенаправили запрос в Минобразования. Представитель Минобра сообщил «Ведомостям», что оно не отвечает за коммерческие детские лагеря.

Средняя стоимость путевки (21 день)

В Московской области – от 50 000 до 100 000 руб.
В Ленинградской области – до 80 000–90 000 руб.
В Казани – от 50 000 руб.
В среднем по Республике Татарстан – до 40 000 руб.
Пермский регион – от 26 000 до 60 000 руб.
Удмуртская республика – 43 000 руб.
Краснодарский край – до 100 000 руб.
Источник: РСТ

Эксперты указывают на риски роста серого рынка: компании предлагают сниженные цены при несоблюдении требований законодательства к организации детского туризма или лагерей либо пренебрежении иными нормами, достаточно жесткими для легальной деятельности в детском отдыхе и туризме. Всего сферу детских лагерей регулирует более 500 нормативных актов.

«Детский отдых дорожает, качество отдыха ухудшается, потому что инфраструктура изнашивается. Родители ищут альтернативы. И здесь появился серый рынок перевозок, отдыха детей в лагерях. Это огромные риски», – заявляла 15 марта замглавы комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Наталья Костенко («Единая Россия») на стратегической сессии РСТ по детскому отдыху в Торгово-промышленной палате.

К росту серого рынка приводит желание отдельных организаторов в процессе конкуренции за потребителя давать цены ниже, а условия проживания лучше, чем в лагерях, например на базе отелей, говорит основатель юридической компании «Природный кодекс» Марина Ненарокова. Сейчас у многих семей не лучшая экономическая ситуация, а льготы положены не всем, поэтому понятно желание потребителя сэкономить, говорит она.

«Природный кодекс» с коллегами-экспертами в 2022–2023 гг. сопоставили лагеря из официальных реестров с рекламируемыми объектами в интернете. У каждой области есть реестры организаций отдыха и оздоровления, которые сформированы уполномоченными органами исполнительной власти в регионе на организацию детского отдыха. «Проанализировав объявления о лагерях в самых популярных регионах (Московская, Ленинградская области, Краснодарский край, регионы Поволжья, Сибири и Крым), мы пришли к выводу, что в сети на тот момент было примерно на 30% больше предложений детского отдыха в лагерях по России, чем в реестрах», – говорит Ненарокова.

Самым реалистичным вариантом снижения стоимости путевки Иванова полагает субсидирование групповых перевозок для детей по железной дороге и авиатранспортом. Такая тема уже поднимается сообществом туроператоров, говорит она. А Горин и Саржанов напоминают, что существенную поддержку и отрасли, и семьям оказала программа детского кэшбэка (до 50% стоимости возвращалось родителям на карту «Мир»), которая действовала в 2021–2022 гг. В 2022 г. было приобретено 811 000 путевок с общей суммой возвратов в 10,7 млрд руб. Средства выделялись в рамках нацпроекта по развитию туризма, но последние два года программа не получила финансирования.