Натан Андерсон: Заработать, обрушив фондовый рынок Индии

Как фирма из Нью-Йорка зарабатывает, разрушая чужие состояния
Максим Стулов / Ведомости

В начале своих отчетов-разоблачений Hindenburg Research предупреждает: мы работаем не ради справедливости, а ради корысти. Компания занимается короткими продажами. Но ее основатель Натан Андерсон не делает прогнозов ситуации на рынке, а сам вызывает обвал нужных акций. Он и его сотрудники копают под бизнесы, которые кажутся им подозрительными, и в подходящий момент выпускают убедительный отчет о махинациях, которые удалось найти. По правилам SEC в начале каждого такого отчета публикуется объяснение, что Hindenburg сделала ставку на падение курса акций компании, о которой речь ниже. В случае успеха Hindenburg зарабатывает миллионы, а то и десятки миллионов долларов. Если ошиблась – может потерять деньги и уж точно столкнется с исками на колоссальные суммы. Но пока чаще удается зарабатывать.

До января 2023 г. самой известной историей из портфолио Hindenburg было разоблачение стартапа по производству электрогрузовиков Nikola. Его прочили в убийцы бизнеса Илона Маска, а оказалось, что предприимчивый основатель компании запитывал свои грузовики от городской электросети на выставках и сталкивал их с холма, когда надо было снять ролик с едущей машиной. В итоге основателя Nikola судили за мошенничество.

Поэтому к новой масштабной атаке, которую Hindenburg готовила последние два года, рынок отнесся со всей серьезностью. В этот раз Андерсон замахнулся на крупнейший конгломерат Индии Adani Group. За неделю c 24 января, когда Hindenburg выпустила свои разоблачения, он потерял $118 млрд капитализации. Основатель Adani Гаутам Адани в сентябре прошлого года взобрался на вторую строчку в списке богачей мира по версии Bloomberg и стал богатейшим человеком Азии. А теперь из-за Hindenburg откатился на 21-е место. До расследования он «стоил» почти $147 млрд, а сейчас – менее $60 млрд.

А на первых полосах деловых изданий по всему миру вышла история о том, как в атаку на одного из самых богатых людей мира в одиночку пошла небольшая нью-йоркская фирма, у которой сотрудников можно по пальцам пересчитать (в 2020 г. Андерсон признавался, что у него в штате пять человек). В ее отчете утверждается, что семья Адани контролирует ряд офшорных компаний по всему свету, искусственно раздувает котировки своего конгломерата, а также может быть причастна к коррупции и отмыванию денег.

Катастрофа Третьего рейха

38-летний Андерсон родом из маленького городка в Коннектикуте. Сын профессора колледжа и медсестры, он с детства отличался склонностью подвергать все сомнению. Андерсон рассказывал The Wall Street Journal, как пытался убедить ортодоксального еврейского раввина в том, что Книга Бытия несовместима с современной теорией эволюции. Правда, на своем настоять не смог.

В разгар учебы в Университете Коннектикута, где он постигал международный бизнес, Андерсон взял академический отпуск и в 2004 г. уехал почти на год в Израиль. Там он работал фельдшером «скорой помощи» и посещал занятия в Еврейском университете. Вернулся в США, доучился и устроился в 2007 г. в компанию FactSet Research Systems, где готовил аналитические отчеты по заказу разных инвестфирм. «Я понял, что они использовали много заурядного анализа», – рассказывал он The Wall Street Journal. Порой для разных заказчиков приходилось делать чуть ли не одинаковые отчеты. Может быть, в этом кроется секрет нынешнего успеха Андерсона. Пока инвесткомпании интересуются стандартным набором данных, он рассматривает бизнес компаний с разных углов зрения.

Андерсон успел поработать в штате еще пары финансовых компаний, Blue Heron Capital и Tangent Capital. Но все это было далеко от его настоящей страсти – находить мошенников, рассказывал он The New York Times. Его образцом для подражания был Гарри Маркополос – одиночка, который не побоялся пойти против общественного мнения. Пока все восхищались инвестиционными талантами Бернарда Мэдоффа, Маркополос восемь лет доказывал, что на самом деле Мэдофф мошенник, а его инвестфонд действует по схеме Понци – иначе говоря, МММ. В 2008 г. жизнь доказала его правоту: из-за финансового кризиса афера Мэдоффа лопнула.

В 2014 г. Андерсон сколотил группу таких же энтузиастов, как он сам, и они часами пытались вычислить компании, которые мошенничали. Иногда они помогали самому Маркополосу. Тот хвалил Андерсона в беседе с Financial Times: «[Андерсон] – расследователь мирового класса <...> Если есть скелеты в шкафу – он их найдет». Например, в 2017 г. Андерсон послал в SEC письмо с обвинениями в адрес хедж-фонда RD Legal. Позже регулятор обвинил этот фонд во введении инвесторов в заблуждение и оштрафовал.

В 2015 г. Андерсон стал одним из основателей и гендиректором небольшой брокерской фирмы ClaritySpring. В конце 2018 г. стало ясно, что она вот-вот обанкротится. Тогда Андерсон решил пойти на риск. Он продал брокерскую лицензию и основал компанию Hindenburg, задачей которой стало находить компании, скрывающие свои проблемы, обнародовать информацию о них и играть на понижение. «Я прежде и думать не мог, что когда-то сделаю карьеру, вскрывая схемы Понци, – признавался он The New York Times. – Это было хобби, которое иногда раздражало моих работодателей».

Название Hindenburg – отсылка к катастрофе немецкого пассажирского дирижабля «Гинденбург», который перевозил пассажиров из нацистской Германии в США, в 1937 г. В результате пожара тогда погибло 35 человек. «Мы считаем аварию «Гинденбурга» полностью рукотворной катастрофой, которой можно было бы избежать, – объясняет сайт фирмы. – Почти 100 человек были посажены на воздушный шар, наполненный самым легковоспламеняющимся элементом во вселенной (водородом). И это несмотря на то, что десятки его предшественников постигла такая же участь. Тем не менее владельцы «Гинденбурга» <...> последовали часто цитируемому правилу Уолл-стрит: «На этот раз все будет по-другому».

Квартира на кону

Ставка Андерсона была высока. Долги накапливались, ему грозило выселение из квартиры на Манхэттене, которую он делил со своей девушкой. Он отчаянно нуждался в победе. Он просматривал информацию о разных малоизвестных, но достаточно крупных компаниях, решив, что они не так тщательно скрывают порочащие их сведения, как фирмы, которые у всех на слуху. Его усилия принесли результат. В декабре 2018 г. Hindenburg выпустила отчет о компании по производству медицинского каннабиса Aphria. В нем утверждалось, что руководство компании через подставные фирмы уводило средства акционеров в свои карманы. После выхода этого документа акции Aphria стали падать, подешевев в какой-то момент на целых 52%.

Компания создала специальную комиссию для расследования обвинений, а гендиректор уволился. Со временем историю замяли. Но прибыль от игры на понижение позволила Андерсону сохранить квартиру и получить достаточно денег для продолжения работы. Иначе ему пришлось бы снова искать вакансию в штате какой-нибудь компании. Он бы пережил потерю квартиры, но деньги нужны были семье: он сделал девушке предложение и вскоре у них должна была родиться дочь.

В Hindenburg работают бывшие журналисты, в том числе из Bloomberg и CNN, и аналитики. Часто они привлекают сторонних специалистов и ведут дело в сотрудничестве с такими же игроками на понижение. Например, дело о каннабисе расследовалось вместе с фирмой Quintessential Capital Management.

На одно расследование уходит не меньше шести месяцев. Часто нужную информацию удается узнать благодаря осведомителям. Короткие ставки делаются на собственные средства и деньги десятка инвесторов, которых Андерсон не раскрывает. Как подсчитало Bloomberg, Hindenburg разоблачила три десятка компаний. В среднем их акции падали на 15% на следующий день после оглашения сведений. По данным интернет-издания Activist Insight Shorts, через месяц атакованные ею компании стоили в среднем на 25% дешевле. Андерсон наотрез отказывается говорить о том, сколько он заработал на любой из сделок.

Вот некоторые из его кейсов. В марте 2021 г. Hindenburg обвинила американского производителя электромобилей Lordstown Motors в том, что он подделывает предзаказы, чтобы продемонстрировать инвесторам ажиотажный спрос на свою продукцию. Через полгода акции компании стоили на 70% дешевле и, кстати, с тех пор упали еще ниже.

Примерно в то же время Hindenburg заявила, что технология канадской компании Standard Lithium по экологичному производству лития не работает. Сразу после этого бумаги потеряли 25%. Кстати, за пару месяцев до этого то же самое сообщала другая фирма, специализирующаяся на коротких продажах, – Blue Orca Capital. Обеим удалось заработать на игре на понижение, но сейчас акции Standard Lithium торгуются в 1,5 раза дороже, чем на момент атаки.

В прошлом году Hindenburg повела атаку на индийскую платежную компанию Ebix, обвинив ее в завышении доходов и риске банкротства из-за большого долга. Это немедленно обрушило котировки на 35%. Они до сих пор примерно на треть ниже, чем до нападения. Компания судится с Hindenburg, а пока суд запретил распространять отчет Hindenburg в Индии.

Никола не Тесла

Работу Hindenburg сильно облегчил бум сделок SPAC, когда компания выходит на биржу не с помощью IPO, а путем слияния со специально созданной для этого публичной фирмой. В последнем случае она подвергается куда менее пристальной проверке, чем при традиционном размещении акций. Именно так стала публичной компания Nikola.

«В этом мире очень мало людей, которые могут превзойти Илона Маска, и я один из них», – говорил ее основатель Тревор Милтон. В самом названии был заложен вызов: инженера Теслу звали как раз Никола. Милтон обещал выпускать электрогрузовики. В июне 2020 г. Nikola стала публичной с помощью механизма SPAC и была оценена в $13 млрд. В какой-то момент ее капитализация зашкалила за $34 млрд. Стартап, который не поставил покупателям еще ни одной машины, оценивался дороже Ford Motor. А в сентябре Hindenburg выпустила отчет с говорящим названием «Nikola: как с помощью океана лжи стать партнером крупнейшего автопроизводителя Америки» (Nikola была партнером GM в создании электропикапа). Отчет начинался с биографии Милтона. К тому времени он успел основать не один бизнес, и, как уверяла Hindenburg, в каждом из них не обходилось без мошенничества. Да и сама Nikola – грандиозный розыгрыш, а ее машины – муляжи.

История творческого поиска Nikola поразительна. Ни о каком электрогрузовике поначалу речь не шла. В 2016 г. Милтон объявил, что у него есть готовый к производству грузовик с газовой турбиной. Вскоре концепция изменилась, и топливом для грузовика стал водород. Hindenburg собрала высказывания Милтона, что у него есть полностью работоспособный прототип. А потом раздобыла фотографию с презентации этого прототипа инвесторам. Грузовик стоит на подиуме, и видно, что в районе переднего колеса в него входит электрический кабель, от которого и питаются фары и приборы.

В 2018 г. Милтон показал, как его грузовик едет по шоссе. Но сотрудники Nikola рассказали расследователям Hindenburg, что на самом деле машину скатили с холма. С помощью карт Google сотрудники Андерсона нашли этот самый холм, приехали туда и провели следственный эксперимент: скатили свою машину, поставив на нейтралку. Выяснилось, что потом долгое время дорога идет под уклоном в 3º, почти незаметным глазу, так что машина бодро преодолела более 3 км.

В 2019 г. концепция снова поменялась, теперь Милтон заговорил о создании электрогрузовика. Через год он заявил, что в Германии с конвейера концерна Bosch сходят пять готовых машин. Hindenburg связалась с Bosch, и там сильно удивились этой новости.

Некоторые факты, приведенные в отчете Hindenburg, буквально бросались в глаза. Например, в 2020 г. Милтон выложил ролик, как его грузовик (все еще якобы на водородном двигателе) разгоняется с 0 до 60 миль за 5 секунд. Спидометра не видно. Скорее всего, нужная скорость достигается, когда Милтон кричит: «Есть!» Вот только делает он это через 10 секунд, а в начале ролика грузовик уже движется.

Это только некоторые факты из отчета, который написан, как увлекательный детектив, и изобилует иллюстрациями в виде фотографий и скриншотов сообщений в соцсетях. Инвесторы прочли его с интересом. Через сутки акции Nikola потеряли 11%, а через день упали еще на 15%. Через год компания выплатила $125 млн, чтобы урегулировать претензии со стороны SEC. Милтон был осужден за мошенничество судом присяжных. Капитализация компании с пика в $34 млрд упала сейчас до $1,4 млрд. Андерсон говорил The Wall Street Journal, что короткая ставка на Nikola стала самым крупным выигрышем его фирмы (но цифры не раскрыл). Правда, это было еще до атаки на Adani.

Нападение на Индию

Нынешняя цель Андерсона куда зубастее. Группу Adani можно назвать системообразующей для Индии. Чтобы приготовить завтрак, индийцы зажигают газ, который поставляет Adani Total Gas, продукты для завтрака производятся Adani Wilmar или импортируются через порты Adani Ports. Освещают квартиры электричеством от Adani Power, которая использует уголь из шахт группы, или же от Adani Green Energy, которая эксплуатирует возобновляемые источники энергии. Ток идет по проводам Adani Transmission. Дороги, аэропорты, дата-центры и другие разнообразные активы собраны в Adani Enterprises. Многие объясняют успех Adani связями ее основателя с премьер-министром Индии Нарендрой Моди (оба выходцы из штата Гуджарат), а деловые интересы компании тесно увязаны с политическими целями правительства, пишет The Washington Post.

По версии Hindenburg, Adani Group на протяжении десятилетий участвовала в схеме манипулирования акциями и мошенничества с бухгалтерским учетом. Состояние Гаутама Адани за последние три года выросло на $100 млрд в основном благодаря повышению котировок семи публичных компаний группы. В среднем – на 819%. Андерсон считает, что котировки раздуты на 80%. Акции использовались как залог при получении кредитов (как писали «Ведомости» об империи Адани, это его стратегия: как только один бизнес более-менее встает на ноги, под него берутся кредиты, которые используются для запуска следующего бизнеса). Пять из этих семи компаний отчитались о коэффициентах текущей ликвидности (отношение стоимости краткосрочных активов к стоимости краткосрочных обязательств) ниже единицы. Группа фигурировала минимум в четырех правительственных расследованиях отмывания денег, хищений средств налогоплательщиков и коррупции. Контроль над группой фактически сосредоточен в руках Адани и его родственников. Hindenburg перечисляет, кто из них был замешан в каких расследованиях.

Например, до назначения управляющим директором Adani Group младший брат Гаутама Адани Раджеш дважды арестовывался по обвинениям в подделке документов и налоговом мошенничестве. Также Hindenburg нашла компании в офшорах, которые считает пустышками и обвиняет в манипулировании акциями и фокусах с бухучетом. Сингапурская фирма старшего брата, Винода Адани, получила от одной из «дочек» Adani Enterprises некие активы, но это не было раскрыто в отчетности как сделка со связанными сторонами. Почти сразу после передачи эти активы обесценились. Hindenburg подозревает, что они с самого начала мало стоили, но проделанный трюк помог «дочке» Adani Enterprises избежать списания средств и снижения чистой прибыли. В конце Hindenburg задает 88 вопросов, на которые ждет ответа от Адани.

Как устроена Adani Group

В группу входят активы из различных отраслей – от энергетики и транспорта до пищепрома и медиа. Группа включает в себя Adani Enterprises (холдинговая компания), Adani Ports & SEZ (крупнейший частный портовый оператор Индии – 10 портов, включая крупнейший в мире угольный терминал Мундра), Adani Green Energy (ветряные и солнечные электростанции, включая крупнейшую в Индии и 12-ю в мире СЭС Kamuthi Solar Power Project), Adani Power (главным образом угольная генерация), Adani Transmission (крупнейший оператор электросетей страны – 18 500 км ЛЭП), Adani Total Gas (оператор газовых сетей), Adani Wilmar (производство продуктов питания – масла, пшеничной муки, риса, бобовых и сахара), Ambuja Cements (стройматериалы), ACC (цемент), NDTV (три телеканала), North Queensland Export Terminal (угольный порт Эббот-Пойнт в Австралии), Sarguja Rail Corridor (железнодорожная логистика) и Adani Foundation. Adani Group также принадлежат контрольные пакеты акций аэропортов Мумбаи и Нави-Мумбаи.

Ответ Adani Group занял 413 страниц. В нем утверждается, что Hindenburg опубликовала «вводящие в заблуждение утверждения об офшорных организациях» без каких-либо доказательств. Что последнее десятилетие компании группы «последовательно снижали долю заемных средств», а финансирование под залог акций – обычная практика во всем мире. Выдавая кредит, банки тщательно проверяют заемщика, напоминает Adani. Кроме того, в Индии действует надежная система раскрытия информации. Из 88 заданных вопросов ответы на 65 легко найти в годовых отчетах компаний группы. Остальные же касаются акционеров компании и третьих лиц, за которых группа не отвечает, а часть – это «безосновательные утверждения, основанные на придуманных фактах». Hindenburg 29 января, в свою очередь, заявила, что комментарии Adani Group «предсказуемо пытались отвлечь внимание от существенных вопросов, заявляя, что наш отчет представляет собой «преднамеренное нападение на Индию».

Атака Hindenburg действительно привела к тому, что Adani Group уже потянула за собой и другие бумаги на индийском рынке, а 30 января 2023 г. Индия выпала из топ-5 фондовых рынков мира по версии Bloomberg. ЦБ Индии 3 февраля вынужден был успокаивать инвесторов, подчеркнув, что банковский сектор страны остается «устойчивым и стабильным», а банки соблюдают правила, в том числе обязательства перед крупными компаниями. В свою очередь, индийский парламент два дня подряд прерывал работу из-за требований оппозиции начать расследования в отношении премьера страны.

Впрочем, руководитель группы Южной Азии и региона Индийского океана ИМЭМО РАН Алексей Куприянов считает, что для индийской экономики и правительства этот удар не будет чувствительным. «В Индии масса конгломератов, давно работающих с западными инвесторами, и если деньги не пойдут в компании Адани, то они пойдут к Амбани, Тата и проч., – рассуждает эксперт. – Никаких серьезных политических штормов скандал не вызвал. Если правительство Моди не сумеет его погасить и совершит при этом ряд серьезных ошибок, то это может пошатнуть позиции партии «Бхаратия джаната», но при этом у Моди всегда остается радикальный вариант – демонстративно порвать с Адани. Хотя вряд ли до этого дойдет».

Эксперты The Washington Post советуют Андерсону исключить Индию из списка мест, куда он хотел бы поехать. Впрочем, еще во время истории с Nikola Андерсон утверждал в интервью журналу Institutional Investor: «Мне звонят и обещают убить меня и всю мою семью».