Fitch: Крупные ритейлеры успешно адаптировались к санкциям

undefined

Продуктовые розничные сети России в III квартале 2014 г. демонстрировали устойчивый рост сопоставимых продаж (like-for-like), несмотря на продуктовые санкции, введенные в августе против ЕС, США и ряда других стран, говорится в обзоре международного рейтингового агентства Fitch Ratings. Большинство продуктовых ритейлеров, результаты которых проанализировало Fitch, сумели адаптироваться к санкциям, заместив запрещенные импортные товары продуктами из других стран и переложив возросшие издержки по некоторым видам продуктов на потребителей, при этом ассортимент продуктов питания на прилавках сильно не изменился.

Рост цен на ряд продуктов питания (некоторые виды рыбы, молочной продукции, фруктов и овощей) в результате запрета на импорт продовольственных товаров, скорее всего, вынудит покупателей искать более дешевые аналоги и, возможно, приведет к более низким продажам товаров, не являющихся предметами первой необходимости, прогнозирует Fitch.

Эти тенденции также, вероятно, будут подкрепляться общим сдержанным настроением потребителей в России. Тем не менее дальнейшее снижение курса рубля (примерно на 30% за последние 12 месяцев относительно доллара США) и повышение темпов инфляции, вероятно, поддержат рост среднего чека в среднесрочной перспективе и, как следствие, увеличение сопоставимой выручки.

Fitch ожидает, что в 2015 г. условия работы розничных сетей в России станут сложнее. Падение рубля и усиление инфляции в стране в полной мере скажутся на базе затрат в следующем году, в частности, на аренде, транспортных расходах и расходах на персонал.

Кроме того, агентство прогнозирует, что для защиты потока покупателей, которые становятся более чувствительными к цене в свете роста инфляции, многие розничные сети будут вынуждены пойти на дополнительные инвестиции в цену. У крупнейших игроков этого рынка, имеющих сильные позиции в переговорах с поставщиками, будет больше возможностей, чтобы выдержать давление на прибыльность по сравнению с менее крупными компаниями, которые по-прежнему контролируют большую долю продуктового ритейла в России.

По данным Росстата, в настоящее время продуктовые розничные сети покрывают лишь 22% всего розничного рынка в стране и 26% сегмента пищевых продуктов и табачных изделий.

Fitch ожидает, что ритейлеры, работающие в формате "магазин у дома", и дискаунтеры останутся в большей степени защищенными от ухудшения настроения потребителей, так как потребители будут искать более дешевые предложения или сокращать свои затраты на продукты за счет более частых покупок рядом с домом, вместо того чтобы ездить в большие магазины.

По прогнозам Fitch, розничные сети продолжат увеличивать доли рынка за счет вытеснения традиционных несетевых магазинов и рынков. Рост суммарной чистой выручки пяти крупнейших продуктовых ритейлеров за январь - сентябрь 2014 г. составил 24% относительно аналогичного периода предыдущего года при повышении лишь на 0,2% по розничным продажам продуктов питания в целом в России.

Fitch ожидает, что крупные ритейлеры будут поддерживать высокие темпы расширения магазинов в следующем году, финансируя его за счет собственных денежных потоков и кредитных средств, но игроки меньшего размера могут испытать ограниченный доступ к банковскому финансированию и, вероятно, сократят открытие магазинов, чтобы защитить свои денежные потоки. Агентство также прогнозирует увеличение активности в области слияний и поглощений в секторе в следующем году. В целом непростая операционная среда ускорит тенденцию консолидации на российском розничном рынке с вытеснением с него несетевых игроков.