РЖД должна получить 60 млрд руб. из ФНБ на покупку локомотивов в 2015 г. — Соколов

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) должно получить 60,2 млрд руб. из фонда национального благосостояния (ФНБ) на покупку локомотивов в 2015 г., считает министр транспорта России Максим Соколов.

«Решения по выделению для приобретения из средств ФНБ облигаций РЖД приняты, и я считаю, что они должны быть в течение этого года реализованы в полном объеме», — заявил чиновник журналистам в кулуарах Совета Федерации в среду, отвечая на вопрос о том, какова вероятность выделения РЖД этих средств.

В 2015 г. ж/д монополия планирует полностью профинансировать закупки локомотивов из фонда национального благосостояния. Всего компания намерена приобрести 254 новых электровоза и 230 тепловозов, потратив 60,2 млрд руб.: 351 локомотива — у ЗАО «Трансмашхолдинг» (ТМХ), 133 — у холдинга «Синара — транспортные машины» (СТМ).

Механизм выделения «Российским железным дорогам» средств ФНБ на тяговый подвижной состав был прописан в декабрьском распоряжении правительства: РЖД должна получить их через докапитализацию ВТБ, которому необходимо выкупить инфраструктурные облигации перевозчика. Размещение первых бондов на сумму 15 млрд руб. должно было начаться в середине февраля, однако отложено на неопределенный срок.

Выделенные банку 100 млрд руб. (помимо закупки локомотивов — еще на три проекта монополии) сейчас вложены в облигации федерального займа (ОФЗ): в декабре министр финансов Антон Силуанов объяснял такое решение тем, что ведомство еще не подготовило перечень проектов, которые будут финансироваться банками, получившими деньги в капитал из ФНБ.

В результате «Российские железные дороги» приостановили заказ локомотивов. ТМХ при этом скорректировал график работы своих заводов, частично остановив производство. Выпускать подвижной состав на собственные средства не позволяют текущие экономические условия в России — стоимость компонентов и материалов выросла, что создает нехватку оборотной ликвидности, ставки по кредитам слишком высоки, пояснял «Интерфаксу» представитель группы. В то же время, президент Siemens в России и СНГ Дитрих Меллер заявлял, что «Уральские локомотивы» продолжают производство локомотивов для РЖД, несмотря на замораживание поставок.

«Конечно, напряженная ситуация, но я думаю, что это временное явление. Годовой план не изменился. Я уверен, что он будет выполнен», — отмечал он.

К настоящему времени ВТБ прокредитовал структуры «Трансмашхолдинга», «Синары» и ее СП с Siemens для «выполнения предприятиями обязательств по поставке локомотивов «Российским железным дорогам». Источник «Ведомостей», близкий к банку, пояснил: ВТБ выкупит облигации монополии в апреле — 30 марта наступит срок погашения облигаций федерального займа (ОФЗ, их выпускает Минфин), которые ВТБ купил на деньги из ФНБ. Держать средства, полученные из ФНБ, в ОФЗ в течение I квартала было условием предоставления банку денег фонда. Как только РЖД получит деньги от ВТБ, монополия заключит контракт с производителями локомотивов и перечислит им деньги, а те полученными от РЖД средствами расплатятся с ВТБ, говорил источник в банке.