РБК: Минтранс проработает схему «вези или плати» для контейнерных перевозок

Минтранс по поручению первого вице-премьера Андрея Белоусова проработает введение долгосрочных договоров с взаимной финансовой ответственностью по принципу «вези или плати» между контейнерными операторами и транспортно-логистическими центрами (ТЛЦ). Об этом сообщает РБК со ссылкой на источник, знакомый с поручением.

Согласно схеме, операторы будут обязаны гарантировать объемы перевозок через терминалы в обмен на предоставление им приоритета транспортировки контейнеров по железной дороге. Проработка этого вопроса была поручена Минтрансу после того, как бывший топ-менеджер РЖД и основатель ГК «Фининвест» Александр Кахидзе направил обращение вице-премьеру, пишет РБК. Агентство ознакомилось с этим письмом, его подлинность подтвердил источник, близкий к аппарату.

В обращении говорится, что создание сети ТЛЦ в России осуществляется без господдержки, а ухудшение макроэкономических условий создает риски для рентабельности проектов и сроков их реализации. Поэтому собственник «Фининвеста» просит обеспечить прогнозируемые объемы перевозок.

В пресс-службе РЖД агентству сообщили, что поддерживают введение долгосрочных контрактов по схеме «вези или плати».

«Конкретные механизмы находятся в проработке. Требуется внесение законодательных изменений», – сказал представитель компании.

Идея о создании механизма «вези или плати» на железной дороге обсуждалась несколько лет. Предполагалось, что с 2022 по 2024 г. такие договоры смогут заключать только те, кто отправляет уголь Кузбасса на восток по экспортным направлениям. Нештрафуемый предел отклонений от контрактных объемов в законопроекте предлагалось установить на уровне 5% как для грузоотправителя, так и для перевозчика. Однако в мае 2023 г. правительство РФ отозвало законопроект о нормативно-правовой базе для введения на железной дороге договоров «вези или плати».

Как ранее сообщали опрошенные «Ведомостями» игроки отрасли и эксперты, рынок контейнерных перевозок грузов в 2024 г. в России вырастет в физическом выражении в пределах 5–10% по сравнению с 2023 г. Объем рынка измерялся объемом перевозок грузов в соответствующей таре (TEU – эквивалент 20-футового контейнера) во внешнеторговом, транзитном и внутреннем сообщении через порты и по сети РЖД. В этом году динамика контейнерного рынка будет определяться высокой базой 2023 г., на железнодорожном направлении ожидается замедление темпов роста, сказал «Ведомостям» представитель группы «Дело».

При этом РЖД ожидает продолжения роста контейнерных перевозок в 2024 г., сообщал представитель компании, не уточнив конкретных цифр. Этому будет способствовать развитие сети специализированных терминалов и площадок, технологии перевозок контейнеров в полувагонах, открытие нового погранперехода с КНР (Нижнеленинское – Тунцзян) и другие решения, добавил собеседник.