Советы тем, кто работает с утра до ночи, но ничего не успевает

Как все успевать, меньше работая в нерабочее время
Варвара Гранкова / для Ведомостей

Вы проводите за ноутбуком время, которое могли бы потратить на сон, занятия спортом или разговоры с супругой и детьми. Может казаться, что у вас в жизни все в порядке, однако в финансах и домашних делах неразбериха, потому что у вас нет времени оплатить счета, спланировать пенсию или сделать уборку. В большинстве случаев можно сделать так, чтобы меньше отвлекаться на работу в нерабочее время.

Вот четыре шага, которые должны помочь. Предлагаю постепенно вводить изменения и наблюдать, насколько вам удастся оставлять работу на работе физически и умственно.

1. Определите свои нерабочие часы. Если у вас традиционная работа с 9 до 17 ч, ваш рабочий день уже задан. Но если у вас гибкий график, нужно определиться, когда вы работаете, а когда – нет. Если требуется отработать определенное число часов в неделю, для начала распределите их вокруг своих фиксированных личных задач, например, с учетом необходимости отвезти детей в школу или на дополнительные занятия, в соответствии с расписанием транспорта или графиком тренировок. Когда вам нужно приступить к работе и когда закончить ее, чтобы получилось нужное количество времени?

С другой стороны, если ваша компания не фиксирует объем рабочего времени, например, если вы фрилансер или вас оценивают только за результаты, но работа все равно отнимает почти все время бодрствования, примените противоположный подход. Подумайте, сколько часов вы хотите потратить на сон, занятия спортом, семью, друзей, уборку, финансы и т. д. Затем посмотрите, сколько вам нужно выделять ежедневно и еженедельно на эти дела. Так вы сможете определить, какое время сделать нерабочим.

2. Не держите все в голове. Далее разберитесь, что вам нужно сделать и когда вы закончите. Нужно куда-нибудь записать все необходимые задачи – в блокнот, приложение, систему управления проектами или календарь. Важно, чтобы вы не лежали ночью в постели, прокручивая в уме перечень дел.

Составив список, спланируйте работу. Возможно, вам понадобится выделить время в графике, чтобы заранее подготовить отчет, внести в календарь встречи на следующий день или выделить на выполнение своих задач конкретные часы и не назначать на это время совещания и не решать вопросы коллег. Планирование помогает снизить тревогу, что что-то останется без внимания или вы пропустите дедлайн.

Последний рецепт, который поможет разгрузить голову, – подведение итогов в конце рабочего дня. Просмотрите список дел на день и календарь и проверьте, все ли срочные дела сделаны. Можно также быстро просмотреть электронную почту и ответить на все срочные письма, пока вы в офисе. Кому-то будет удобно проверять почту в самом конце рабочего дня, за 15–30 мин до выхода. Другим лучше поставить в календаре напоминание за час или два до ухода. Так у вас будет больше времени закончить дела.

3. Договаривайтесь с коллегами. Если вы хотите провести четкую линию между работой и домом, надо прямо обсудить это с коллегами. Например, можно сказать: «Обычно я ухожу с работы в 6 вечера, если вы захотите связаться со мной после этого времени, то я смогу ответить после 9 утра следующего рабочего дня». Иногда ваши действия могут говорить сами за себя. Если вы никогда не отвечаете после 18 ч до следующего рабочего дня, становится понятно, что в это время вы недоступны.

Но если ваша работа требует постоянно быть на связи, можно установить правила. Например, сказать: «Можете присылать мне сообщения с вопросами в течение дня, но после 6 вечера, пожалуйста, пишите по электронной почте, если вопрос не очень срочный». Если у вас очень гибкий график и вы делаете длинные перерывы в работе в течение дня, например, чтобы сходить в спортзал или забрать детей из школы, предложите связываться с вами предпочтительным для вас способом. Например: «В течение дня могут быть периоды, когда я не рядом с компьютером. Если вам нужен быстрый ответ, звоните или отправляйте сообщение». Так вы будете знать, что от личных или семейных дел вас отвлекут только по действительно важным вопросам.

4. Делайте работу на работе. Многие считают, что «настоящая работа» начинается после 17–18 ч, когда все остальные ушли из офиса или когда дети уже спят. Все просто: в эти несколько ценных часов никто не заглядывает к вам в кабинет и не просит что-то срочно сделать. Но если вы не хотите отвлекаться на работу в нерабочее время, то ею надо заниматься в течение дня.

Вы уже сможете многого добиться, если будете соблюдать рекомендации пункта 2. Следите за временем. Выделяйте часы на проектную работу. Отмечайте в календаре интервалы для ответов на электронные письма. И если нужно куда-то пойти или поехать для решения задачи, сделайте это. Назначайте встречи самому себе и ходите на них, чтобы переделать дела. Особенно трудно, а то и вовсе невозможно не отвлекаться на работу, когда вы испытываете стресс из-за того, что что-то не сделано.

И если вы должны заниматься профессиональными задачами в нерабочее время, ограничьте их по времени. Например, скажите себе: «Сегодня я буду работать с 8 до 9 вечера, и все». Или: «Я потрачу на работу 3 ч в субботу с 13 до 16 ч, но не буду думать о делах ни до, ни после». Гораздо лучше выделить определенный интервал и придерживаться его, чем думать о работе всю ночь или все выходные и ничего не делать.

Об авторе: Элизабет Грейс Сондерс – основатель компании Real Life E Time Coaching & Training, автор двух книг

Статья впервые опубликована в «Harvard Business Review Россия». Оригинал статьи здесь – https://hbr-russia.ru/karera/upravlenie-vremenem/822678