Статья опубликована в № 3824 от 05.05.2015 под заголовком: Инициатива с рисками

Инвесторы смогут запускать государственно-частные проекты без конкурса

Бизнес готов воспользоваться новым механизмом, но видит риски
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Государство ждет инициативы от бизнеса
М. Стулов / Ведомости

С 1 мая вступил в силу новый порядок заключения концессионных соглашений: теперь сами инвесторы могут выступить с инициативой государственно-частного проекта (ГЧП) и запустить проект без конкурса. Эта возможность появилась благодаря поправкам в закон о концессиях, принятым летом прошлого года.

Для этого инвестор должен подготовить предложение по специальной форме и разработать проект концессионного соглашения. Чиновникам дается 30 дней на принятие решения, нужен ли проект и есть ли у государства необходимые ресурсы. У других инвесторов будет возможность посоревноваться за проект – объявление об одобренной инициативе должно быть опубликовано на сайте torgi.gov.ru. Если за 45 дней других желающих не найдется, соглашение будет заключено с инициатором проекта. Если же конкуренты появятся, будет проведен двухэтапный конкурс в соответствии с требованиями закона о концессиях.

По замыслу Минэкономразвития новый механизм частной инициативы позволит запускать больше концессий – прежде всего средних и малых проектов на региональном уровне. «Заниматься ГЧП готовы далеко не все регионы, будет непросто, но другого пути нет», – замечает юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова.

В Ленинградской области есть пилотный проект в теплоснабжении, который может быть запущен через частную инициативу, рассказывает вице-губернатор Дмитрий Ялов. Решили попробовать, потому что проект надо запустить в сжатые сроки, рассказывает он. «Но на применение частной инициативы в массовом порядке мы пока не ориентируемся», – продолжает Ялов. Подготовка проекта требует высокой квалификации инициатора, а качественно проанализировать предложение за 30 дней будет практически нереально, отмечает он. К тому же на рынке объективные проблемы с финансированием проектов ГЧП, их частной инициативой не решишь, заключает Ялов.

Бизнес заинтересовался механизмом, показал опрос, проведенный Vegas Lex и Центром развития ГЧП при поддержке Минэкономразвития: 57% опрошенных участников рынка согласились, что у нового механизма большой потенциал. Правда, 85% указали, что процедура частной инициативы нуждается в дальнейшей регламентации.

Пока частная инициатива вызывает много вопросов, признает сотрудник крупной строительной компании. Основная проблема – отсутствие гарантий для того, кто подготовил предложение. Компания потратит время и деньги на разработку проекта концессионного соглашения, но если конкурс все-таки будет проведен, то ни преимуществ на нем, ни возможности компенсировать расходы в случае проигрыша закон не предоставляет, объясняет он.

К тому же ни инвестор, ни государство не защищены от недобросовестных заявителей, которые без труда смогут вмешаться в проект практически в один клик на сайте torgi.gov.ru, продолжает Иванова. Финансовое обеспечение заявки законом не предусмотрено: достаточно предоставить письмо от банка о возможности профинансировать не менее 5% капзатрат по проекту. Но требований к банкам в случае с частной инициативой нет, продолжает Иванова: такое письмо можно получить в мелком банке, и реальных обязательств по финансированию не будет. «Все это может девальвировать инструмент», – заключает она.

В большинстве стран, где для проектов ГЧП предусмотрена частная инициатива, конкурс проводится в обязательном порядке, говорится в исследовании Vegas Lex и Центра развития ГЧП, зато инициатору нередко предоставляются преимущества (см. таблицу). Без возможности компенсировать расходы или иметь преимущества на конкурсе частная инициатива будет интересна лишь тем инвесторам, у которых есть неформальные договоренности с государственным партнером, опасается сотрудник компании, участвующей в концессионных проектах: а это развитию рынка ГЧП не поможет.

Хотя механизм рассчитан прежде всего на регионы, не исключено, что частную инициативу попытаются использовать и инвесторы, интересующиеся крупными проектами на федеральном уровне, – просто чтобы сэкономить время и обойти конкурс, отмечает Иванова: «Получится, что частная инициатива станет даже не альтернативой конкурсу, а альтернативой отдельному решению правительства о назначении единственного концессионера». Прецедент назначения единственного концессионера уже есть: в прошлом году решением правительства концессионный проект по созданию и обслуживанию системы взимания платы с грузовиков был без конкурса поручен «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС) – на тот момент структуре госкорпорации «Ростех». Когда обсуждалось, как именно оформить назначение РТИТС, было и предложение дождаться мая и воспользоваться частной инициативой, рассказывал один из участников обсуждения.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more