ЦБ: замедлить спад могут только структурные реформы

Экономика должна адаптироваться к новой реальности на нефтяном рынке
Нефтяной рынок перешел к новой реальности/ Andrey Rudakov/ Bloomberg

Подход совершенно верный, необходимость структурных реформ в экономике очевидна, говорит Владимир Тихомиров из БКС. Без них добиться устойчивого роста в экономике невозможно, считает он, период, когда экономика росла за счет экспорта в условиях роста цен на нефть, закончился. Без роста производительности труда исчерпаны возможности для роста самой экономики, уверен Тихомиров, нужно инвестировать в создание новых рабочих мест и конкурентоспособные производства.

Нефтяной рынок перешел к новой реальности, говорится в докладе, опубликованном на сайте ЦБ. «Произошел переход от одного равновесия на рынке нефти со средними ценами на нефть выше $100-110 за баррель к другому с ценами на 40-50% ниже», – говорится в сообщении ЦБ. Рынок принял конец нефтяного суперцикла, но еще не привык к новой реальности, что приводит к значительным колебаниям валютных курсов. Так, за январь 2014 г. - июль 2015 г. рубль ослаб на 28% к иностранным валютам, на 42% к доллару, реальный эффективный курс рубля снизился на 17%. Хотя плавающий курс рубля снижает влияние колебания нефтяных цен и стабилизирует платежный баланс, падение цен на нефть изменит всю структуру российской экономики, а ее адаптация будет сопровождаться перетеканием труда и капитала в новые сектора, говорится в докладе. Но в России этот процесс будет долгим и сложным. Из-за структурных проблем в экономике снижается потенциальный выпуск, и бороться с этим методами денежно-кредитной политики нельзя.

Нужны структурные реформы, направленные на повышение гибкости экономики и роста производительности труда. При ослаблении валютного курса на 10% производительность теряет в среднем 1 п. п. А реформы могут изменить ситуацию и не дать реализоваться худшим сценариям. По пессимистическому прогнозу ЦБ, потенциальный ВВП может снизиться на 4,8% за два года после нефтяного шока и закрытия внешних рынков из-за санкций. Основные потери придутся на первый год – 3,7 п. п. из 4,8% при условии резкого сокращения производительности. В случае проведения необходимых реформ потенциальный ВВП снизится на 4,2%, на первый год после шока придется 1,1% сокращения ВВП, а к росту на уровне 1,5% экономика вернется уже в 2017 г.

Согласно консенсус-прогнозу Bloomberg, в 2015 г. ВВП снизится на 3,6%, а за 2016-2017 гг. вырастет на 1,8%. По расчетам ЦБ, треть ожидаемого сокращения ВВП в 2015 г. связана именно с ухудшением производственных возможностей.