Страховщики заплатят «десятину» государственному конкуренту

ЦБ предлагает передать их риски национальному перестраховщику
ЦБ предлагает новую защиту от санкций/ С. Николаев/ Ведомости

По замыслу Центробанка Национальная перестраховочная компания (НПК) будет перестраховывать часть рисков, которые из-за санкций коммерческие страховщики не могут сейчас передать за рубеж. Это риски гособоронзаказа, госкорпораций, в частности «Ростеха» и его «дочек», госкомпаний, естественных монополий. Размер этих рисков, передаваемых в НПК, определит ЦБ, он же обяжет коммерческих страховщиков поделиться с НПК еще 10% от передаваемых в перестрахование рисков, говорится в законопроекте ЦБ (поправки в законы о страховании, о ЦБ и о закупках госкомпаний есть в распоряжении «Ведомостей»). В пресс-службе Центробанка подтвердили, что работа по созданию НПК ведется.

Российский перестраховочный рынок стагнирует в последние несколько лет в связи с экономическим кризисом и сокращением рынка (см. таблицу). По итогам первого полугодия 2015 г. риски в перестрахование передала 371 компания на 61 млрд руб.

Создание госперестраховщика обсуждается более пяти лет. Изначально планировалось, что на него возложат защиту крупных государственных рисков, например, ценой от $1 млрд, которые сами страховщики не могут взять на себя и вынуждены передавать западным компаниям, замечает заместитель гендиректора «ВТБ страхования» Евгений Ниссельсон. Государственный перестраховщик нужен, считает первый зампред правления «Согаза» Николай Галушин, но только для тех рисков, которые из-за санкций сейчас невозможно перестраховать на Западе. Опасно и нецелесообразно распространять деятельность НПК на рыночный, коммерческий, сегмент, настаивает гендиректор «Альфастрахования» Владимир Скворцов. Возникнут вопросы с тарифами, продолжает он: высокие приведут к убыткам для акционеров страховых компаний, низкие вызовут подозрения в коррупции. Тарифы на перестрахование определит совет директоров НПК в 7–9 человек «с опытом работы не менее 10 лет и безупречной репутацией», говорится в пояснительной записке к проекту.

Перестраховочная политика только обсуждается, как и размер риска для передачи в перестраховочную компанию, отмечает представитель ЦБ, компания также сможет передавать риски зарубежным перестраховщикам. «В настоящее время прорабатывается бизнес-план работы будущей компании, объем сборов уточняется», – уточнил представитель ЦБ.

Минфин поддерживает создание НПК, но против передачи ей до 10% всех исходящих рисков, говорит замминистра финансов Алексей Моисеев. «Компания должна работать на рыночных условиях», – отмечает он.

ЦБ предлагает формировать капитал НПК полностью за свой счет, оставив возможность для дальнейшего акционирования, при этом доля одного акционера не превысит 10%. При снижении доли ЦБ ниже 50% плюс 1 акция у него останется специальное право на участие в управлении, включая вето на любые решения общего собрания акционеров. Размер капитала НПК должен будет определить совет директоров ЦБ.

По предварительным оценкам ЦБ, капитал НПК составит 70 млрд руб., знает сотрудник Минфина. В ЦБ размер вероятного капитала НПК не комментируют. По итогам 2015 г. ЦБ должен будет перечислить в бюджет 90% прибыли, рассказывали «Ведомостям» федеральные чиновники. Ожидаемая прибыль ЦБ за 2015 г. – 330 млрд руб. (исходя из оценок аналитиков и расчетов чиновников). Непонятно, из каких источников регулятор сформирует капитал, добавляет сотрудник Минфина. Регулятор может использовать собираемые с рынка 10%, допускает он. «Согаз» не готов участвовать в капитале НПК из-за вероятной кумуляции рисков на капитал основной компании и дочерней, замечает Галушин.

Опыт создания госстраховщика уже есть в Белоруссии, замечает Ниссельсон, но там госперестраховщику достается более 50% риска, деньги просто остаются внутри государства. ЦБ же предлагает государству перестраховывать собственные риски, перекладывая яйца из одной корзины в другую, но не решает проблему диверсификации защиты, считает Ниссельсон.