Статья опубликована в № 4087 от 02.06.2016 под заголовком: Поработать над собой за 12,5%

ФАС готова выписывать штрафы со скидкой 12,5%

Чтобы получить ее, компания должна создать систему предупреждения нарушений

В законе о защите конкуренции может появиться понятие антимонопольного комплаенса – внутренней системы предупреждения нарушений. Такие поправки готовит Федеральная антимонопольная служба (ФАС, копия есть у «Ведомостей»). Законопроект готов концептуально, сейчас обсуждается с юристами, в ближайшее время станет доступен и для общественного обсуждения, говорит замруководителя ФАС Сергей Пузыревский.

Система включает в себя оценку рисков, меры по их снижению, порядок ознакомления работников с этими документами, должен быть отвечающий за комплаенс сотрудник. Документы необходимо опубликовать на сайте компании. Возможно, ФАС разработает дополнительные требования, чтобы мониторинг рисков и обучение сотрудников не были разовыми акциями, говорит Пузыревский.

«Оборотный» штраф для такой компании может быть уменьшен на 1/8, рассказывает Пузыревский. Но чтобы получить скидку, компания должна сама доказать, что у нее есть система внутреннего предупреждения, говорится в законопроекте. Позже скидка может быть увеличена, не исключает Пузыревский. Можно добиваться и полного освобождения от ответственности, считает руководитель группы антимонопольной практики Goltsblat BLP Виталий Дианов.

Наличие антимонопольного контроля может стать основанием для освобождения компании от ответственности, не исключал ранее руководитель ФАС Игорь Артемьев. Если руководитель сбытового подразделения компании вступил в сговор с коллегой из другой компании, их ждет административная и уголовная ответственность, но за что наказывать компанию, если нарушены и ее собственные правила, объяснял он.

Некоторые крупные компании уже внедрили такие системы, напоминает президент Объединения корпоративных юристов (ОКЮР) Александра Нестеренко. «Уралкалий» сделал это еще в 2013 г., рассказывал ранее на антимонопольной конференции «Ведомостей» антитраст-менеджер «Уралкалия» Азамат Абдульменов: система включает в себя антимонопольные правила и процедуры для минимизации рисков нарушения антимонопольного законодательства. В декабре 2015 г. о внедрении антимонопольного комплаенса объявила МТС. Это позволяет доказывать, что компания не виновата в нарушении и сделала все от нее зависящее, чтобы нарушения не случилось, отмечает Дианов. Но доказать это крайне сложно, добавляет он. Лучше, если в законе будет прямо указано, как и на сколько снижаются санкции, говорил Абдульменов. Это должен быть живой механизм, если компании будут злоупотреблять им ради снижения штрафа, то, возможно, придется его отменять, предупреждает Пузыревский.

Законопроект понятен и не допускает оценочных категорий, поддерживает Нестеренко. Государство показывает, что готово стимулировать внедрение комплаенса самым эффективным из доступных ему инструментов – снизить ответственность, комментирует директор юридического департамента Canon Никита Полозов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать