Статья опубликована в № 4106 от 30.06.2016 под заголовком: 128 млрд руб. вне конкурса

Крымскую трассу «Таврида» построят без конкурса

Исполнителем контракта на 128 млрд рублей будет петербургская компания ВАД

Глава Республики Крым Сергей Аксенов назначил ЗАО «ВАД» единственным подрядчиком проекта по строительству автомобильного подхода к Керченскому мосту, а также дороги Керчь – Феодосия – Симферополь – Севастополь («Таврида»). Распоряжение об этом подписано 27 июня и размещено на портале правительства Крыма.

Представитель ВАД не стал обсуждать детали контракта: «их, как правило, комментирует заказчик». На этот год правительство Крыма утвердило особый порядок госзакупок, по которому назначить единственного поставщика можно простым распоряжением главы республики. Контракт с ВАД будет опубликован в соответствии с законодательством России и Крыма, обещает представитель главы республики. Но пока на портале zakupki.gov.ru информации о контракте нет и его сумму стороны не называют. Запрос в минтранс Крыма остался без ответа.

Дорога «Таврида» шириной в четыре полосы будет стоить федеральному бюджету около 85 млрд руб., сообщал Аксенов в марте 2016 г. На Петербургском экономическом форуме он назвал сумму в 1,5 раза большую: «Подрядчики строительства известны, немного компаний, которые способны за два года построить дорогу и освоить 128 млрд руб.» (цитаты по «РИА Новости – Крым»).

Назначение подрядчика по этому проекту – исключительная компетенция крымских властей, говорит представитель Федерального дорожного агентства (Росавтодор).

Иски по мелочи

По данным «СПАРК-Интерфакса», в отношении ЗАО «ВАД» подано несколько исков в арбитражные суды. В 2015 г. эта компания была ответчиком по 21 делу на 91 млн руб., в 2016 г. – по шести на 0,8 млн руб.

Кому принадлежит ЗАО «ВАД» – не ясно: «СПАРК-Интерфакс» указывает лишь двух миноритарных совладельцев – Виктора Перевалова и Валерия Абрамова, которым по состоянию на 2003 г. принадлежало по 2,38% акций. Между тем, судя по данным СПАРК, это крупный генподрядчик, специализирующийся на государственных стройках. В частности, в 2015 г. ВАД получил госконтракты на строительство эстакады в Калининграде (5,2 млрд руб.) и капремонт трассы М8 «Холмогоры» в Архангельской области (1,33 млрд руб.). Всего в 2015 г. ВАД получил 30 госзаказов на 28,9 млрд руб., в 2016 г. – шесть заказов на 3,9 млрд руб. Это «уважаемая на рынке компания», утверждает гендиректор «АБЗ-Дорстроя» Леонид Гиндин. Ему вторит президент «Универсального финансового консультанта» Юрий Красковский: ВАД – «достойная компания, которая может справиться с работой в заданные сроки, у нее достаточно мощностей, это достойный выбор».

Назначение генподрядчика без конкурса – это всегда неправильно, считает председатель комитета финансового контроля Санкт-Петербурга Виталий Бахвалов. Но ВАД, продолжает он, один из лучших автодорожных подрядчиков, это видно по их строительству на трассе М10 (ВАД расширяет небольшой участок трассы с двух до четырех и шести полос): у компании собственная техника – это большой плюс.

От услуг первого проектировщика, который должен был создать проект примыкающей к этому мосту автодороги, республика отказалась, докладывал Аксенов в марте 2016 г. президенту России Владимиру Путину, когда тот был с визитом на полуострове. «По вашей просьбе мы изменили проект автодороги на 3–4-полосную и сейчас отобрали нового проектировщика», – сказал тогда Аксенов.

Первоначально предполагалось, что трасса «Таврида» будет введена в эксплуатацию одновременно с завершением строительства Керченского моста, т. е. к декабрю 2018 г. Но на состоявшемся на прошлой неделе транспортном форуме в Алуште начальник службы автомобильных дорог Крыма Александр Мохна сообщил: в 2018 г. планируется построить только первые четыре этапа трассы из шести. А полностью строительство завершится только в 2020 г.