Статья опубликована в № 4369 от 24.07.2017 под заголовком: Грузовикам придется избавиться от лишнего веса

Перевозчиков оповестят о нарушениях веса грузовиков сразу во время поездки

Такие изменения готовит Минтранс

О подготовке такого законопроекта сообщил Минтранс. Сейчас проект проходит согласование с заинтересованными ведомствами, говорит представитель министерства. От других комментариев он отказался.

Автоматическая система весогабаритного контроля была запущена в октябре 2016 г., чтобы сохранить дороги в нормальном состоянии и снизить число аварий.

На трассах в пилотных регионах были установлены автоматические весы, которые измеряют нагрузку на ось грузового автомобиля, при превышении нормы собственник платит штраф. Всего на федеральных трассах работает 25 пунктов, контролирующих вес и габариты в автоматическом режиме в 17 регионах. Полностью система будет внедрена к 2020 г. (см. врез).

Проблема контроля за весогабаритом для компаний стоит острее, чем даже внедрение системы «Платон». Если максимальный штраф для перевозчиков в системе «Платон» составляет 20 000 руб, то за перегруз – от 150 000 до 500 000 руб. Ежемесячно система фиксирует 100 000–200 000 нарушений.

С момента внедрения системы у перевозчиков накопилось много претензий к ее работе. Текущая концепция решает вопрос выписывания штрафов, но, чтобы снизить нагрузку на дороги и увеличить срок их службы, механизм контроля нужно доработать, говорит директор управления по экспедиторской деятельности ГК «Деловые линии» Михаил Петров.

Свои предложения перевозчики представили Минтрансу на рабочей группе по весогабариту при министерстве («Ведомости» ознакомились с предложениями, их подлинность подтвердили два участника группы). Среди предложений – дать перевозчику право на контрольное взвешивание, чтобы водитель мог оспорить нарушение, принять единые правила весогабаритного контроля на всех пунктах (регионы иногда вносят корректировки в процедуру), привлекать к ответственности владельцев весов за недостоверную информацию о нарушении, если измерения будут признаны некорректными, и обязать их согласовывать нормативы, закладываемые в программу весов.

Больше контроля

К 2020 г. на федеральных дорогах появится 387 пунктов весогабаритного контроля, сообщал Минтранс. Для эффективной работы системы таких пунктов должно быть 500, оценивал ранее руководитель Росавтодора Роман Старовойт. Всего за пять месяцев работы пунктов число нарушений по весу и габаритам снизилось в 4 раза, сообщал Росавтодор, до 2,5% сократилась доля нарушителей от общего потока грузовиков.

Сейчас, когда водитель проезжает рамку контроля, она фиксирует нарушение, но водитель никак не узнает, что у него сместился груз и нагрузка на ось превысила норматив, говорит директор ЗАО «Рустранс-спедишн» Кондратий Гайкевич, он едет через всю страну, собирает штрафы со всех рамок, которые он проехал, а оспорить их невозможно. Водителей и даже предприятия необходимо оповещать о фиксировании штрафа, призывает он. Нет и возможности оперативно устранить перевес, отмечает Петров, алгоритмы взвешивания нужно сделать общедоступными и жестко зафиксировать их, а также ввести ответственность за возможную «подстройку» весов, чтобы исключить корыстные действия на местах, сделать общедоступными и результаты поверок весов.

Предложения по внедрению системы оповещения водителей о выявленных нарушениях во время движения, а также информирование о существующих местах, где водители смогут устранить нарушение, в проект были включены, сообщило министерство.

У бизнеса есть и другие пожелания, о которых не сообщил Минтранс. Например, освободить от штрафа, если нагрузка на ось превышена не более чем на 10%, а нарушение по габаритам не превышает 5%, следует из предложений. Перевозчикам необходимо дать допустимую погрешность в 15–20%, как сейчас это происходит при замере скорости, говорит директор Infranews Алексей Безбородов. Кроме того, перевозчики предлагают ввести трехмесячный тестовый режим без штрафов.

Транспортные компании увеличивают число грузовиков, оснащенных датчиками нагрузки на ось, но у приборов есть допустимая погрешность, которая зависит не только от характеристик, но и от эксплуатации, для сбора статистики необходим тестовый период, поддерживает представитель FM Logistic. Кроме этого тестовый режим автоматических пунктов контроля поможет определить масштаб негативного влияния грузовиков на дороги, уточнить место установки пунктов, чтобы проверить наибольшее число загруженных транспортных средств, отмечает он.