Акционеры остаются без информации

Закон, ограничивающий их права, вступил в силу
Прежде акционеры могли запрашивать любые другие документы, теперь – нет/ Е. Разумный/ Ведомости

Изначально поправки в закон об акционерных обществах должны были расширить права миноритарных акционеров – в таком виде они задумывались шесть лет назад. Но после долгого обсуждения с госкомпаниями концепция изменилась. Вступивший в понедельник в силу закон лишает их возможности получать информацию о своих инвестициях.

Лишь некоторые сведения публичные компании будут предоставлять всем акционерам, например договор о ее создании. По мере увеличения пакета расширяется и право на информацию. Например, акционеры с долей более 1% смогут получить информацию о крупных сделках. Такой пакет акций в компании с медианной капитализацией из индекса ММВБ стоит более 2,5 млрд руб., оценивала Ассоциация профессиональных инвесторов. А доступ к протоколам заседания правления и документам бухгалтерского учета будут иметь только владельцы более чем 25% голосующих акций.

Прежде акционеры могли запрашивать любые другие документы, теперь – нет. Не удастся потребовать их и через суд – в поправках нет такой нормы.

Акционерам с пакетом менее 25% придется доказывать, что документы нужны им «для надлежащей реализации их прав». Но компания сможет отказать, если сочтет акционера недобросовестным или имеет необоснованный интерес. А также если он конкурент компании или аффилирован с конкурентом. То есть нефтяная или газовая компания откажет любому акционеру-нефтянику, указывал партнер юридической фирмы «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Степанов.

Пострадает и государство. Даже если у него 100% акций, оно не получит ничего из того, что не указано в перечне, констатирует Степанов. Впрочем, и сейчас чиновники не от всех госкомпаний могут добиться информации. Например, в июне правительство поручило «Роснефтегазу» обеспечить получение достоверной информации об остатках средств на его счетах, об акциях, которыми он владеет, и об инвестпрограмме. Право на доступ ко всем документам у государства будет только при наличии у него «золотой акции».

Такое ограничение снизит качество управления компаниями с госучастием, предупреждает Денис Спирин из Prosperity Capital Management: государство-акционер формально даже не будет иметь права получить данные об инвестпрограммах и бизнес-планах. Отменяют поправки, по сути, и право оспорить неодобренные убыточные сделки компании, требовать от менеджмента возмещения убытков и другие подобные права акционеров, удивляется Спирин. Например, протоколы советов директоров получить можно, но, чтобы понять, действовали ли директора добросовестно, нужны и другие документы.