Торговые отношения США с союзниками осложнились еще больше

Трамп отозвал подпись под совместным коммюнике G7 после спора с канадским премьером
Трамп отозвал подпись под совместным коммюнике G7/ Jesco Denzel/German Federal Government via AP

Встреча лидеров стран семерки, прошедшая накануне саммита президента Дональда Трампа с северокорейским лидером Ким Чен Ыном, завершилась резким обострением отношений США с другими ведущими развитыми странами. После завершения в субботу саммита в Канаде подписанием совместного коммюнике, где подчеркивалась важность соблюдения правил международной торговли, разразился конфликт между Трампом и премьером Джастином Трюдо.

Трюдо на пресс-конференции подчеркнул независимость своей страны и раскритиковал введенные США пошлины на импорт канадских металлов. Он пообещал ответить, если Трамп продолжит возводить нечестные тарифные барьеры. После чего Трамп предпринял беспрецедентный шаг – отказался поддержать коммюнике. В воскресенье вечером из Сингапура, куда он улетел на встречу с Кимом, Трамп написал в Twitter, что не понимает, почему он должен позволять странам иметь профицит в торговле с США, если это вредит американским фермерам и рабочим. Он также раскритиковал торговую практику Канады и самого Трюдо.

По словам высокопоставленного европейского дипломата, Трамп участвовал в составлении некоторых частей коммюнике и решение президента не поддерживать его оказалось полным сюрпризом. «Для нас это в какой-то степени было как холодный душ», – сказал он. Канцлер Германии Ангела Меркель поздно вечером в воскресенье в эфире телеканала ARD назвала такой шаг Трампа «отрезвляющим и несколько угнетающим».

Между тем в ближайшие полтора месяца Белому дому предстоит принимать важные решения на переговорах с Канадой и Мексикой о зоне свободной торговли NAFTA, о возможном введении новых пошлин на китайский импорт, а в середине июля в Брюсселе состоится саммит глав государств – членов НАТО. Поддержка союзников в противостоянии с Пекином могла бы помочь США продвинуться в решении таких вопросов, как необходимость сокращать избыточные сталелитейные мощности в Китае. Однако перспективы совместных действий подорваны действиями Трампа на встрече семерки, где он пообещал ввести пошлины на произведенные в Канаде автомобили.

Представители Белого дома не пытались погасить конфликт. Наоборот, экономические советники Трампа обвинили Трюдо в том, что он предал президента США. «В аду есть специальное место для любого иностранного лидера, который проводит вероломную дипломатическую политику в отношении президента Дональда Трампа, а затем пытается нанести ему удар в спину, когда он направился к выходу, – заявил телеканалу Fox старший советник Трампа по торговле Питер Наварро. – Информирую своих канадских друзей: это был один из худших политических просчетов канадского лидера в современной истории Канады». Директор Национального экономического совета при президенте Лоуренс Кудлоу заявил CBS: «Трюдо решил напасть на президента – это главное. А если вы нападаете на президента, он даст сдачи».

Трюдо выпустил заявление, в котором поддержал коммюнике семерки. Его пресс-секретарь заявила, что в его выступлении на пресс-конференции не было ничего такого, чего он ранее не говорил бы публично или в частных разговорах с Трампом. «Мы должны следовать нашим принципам, нашим европейским ценностям, в идеале – с Канадой и Японией», – сказала Меркель ARD. Но последние события не означают, что трансатлантическому партнерству пришел конец, добавила она.

Однако некоторые эксперты видят риски такого развития событий. «Трамп – как стальной шар для сноса зданий; сложно оценить, насколько долговременными окажутся разрушения, но они, безусловно, существенны, – говорит Дэниел Сервер, профессор Школы международных исследований при университете Джона Хопкинса. – Соединенные Штаты становятся раздражительными, вспыльчивыми и ненадежными, и все это видят. И страдают от этого не только люди в G7». Другие полагают, что последние события всего лишь часть традиционной тактики Трампа – оказать давление на торговых переговорах. «Глупо говорить о конце трансатлантического сообщества или каких-то глубоких противоречиях, – считает Джеймс Карафано, аналитик по национальной безопасности и внешней политике Heritage Foundation. – Что изменилось? Без трансатлантической безопасности нет европейской безопасности. Наши экономики сильно взаимосвязаны, мы не можем отвернуться друг от друга и торговать с кем-то другим».

Перевел Михаил Оверченко